МОСКВА, 6 окт — РАПСИ. Суд Европейского Союза признал нарушающим законодательство содружества требование государств-членов к поставщикам телекоммуникационных услуг осуществлять массовый и неизбирательный сбор, хранение и передачу правоохранительным службам метаданных о геолокации и трафике граждан, в том числе под предлогом обеспечения национальной безопасности.
Однако в ситуациях, когда национальные правительства сталкиваются с серьезной и доказанной угрозой, допускается введение строго ограниченного по времени режима, в течение которого они могут отступить от данного запрета.
При этом, как подчеркивается в постановлении суда, подобное вмешательство властей в право жителей на неприкосновенность частной жизни должно сопровождаться эффективными гарантиями и рассматриваться судом или независимым административным органом.
Наконец, суд ЕС подтвердил применимость Директивы о конфиденциальности и электронных средствах связи (2002/58/ЕС) к внутригосударственным законам государств-членов содружества, где так или иначе поднимаются вопросы обеспечения национальной безопасности.
Соответствующие выводы содержатся в ответе суда в Люксембурге сразу на несколько запросов инстанций Великобритании (C-623/17), Бельгии (C-520/18) и Франции (C-511/18, C-512/18), где законодательно допускается массовый перехват персональных и коммуникационных данных владельцев электронных устройств.
Фабула дела
Первоначальный запрос в суд ЕС направлен Следственным трибуналом Великобритании (UK Investigatory Powers Tribunal, IPT) – независимым судебным органом, который рассматривает жалобы на слежку со стороны государственных органов.
Обращение в Люксембург поступило в сентябре 2017 года в рамках рассмотрения трибуналом заявления правозащитной организации Privacy International к британскому министру иностранных дел, министру внутренних дел, Центру правительственной связи (GCHQ) и Секретной разведывательной службе (MI6).
В организации полагают, что существующая в Великобритании система и регламенты не соответствуют действующим на территории Евросоюза условиям получения доступа к метаданным и не обеспечивают необходимый уровень гарантий их сохранности.
При этом правозащитная организация ссылается на выводы суда Евросоюза по делу Tele2 Sverige AB.
Тогда судьи в Люксембурге изучили распоряжение властей страны о массовом перехвате геолокации и трафика на предмет соответствия этого распоряжения правилам Евросоюза, в частности, пункту 1 статьи 15 Директивы о конфиденциальности и электронных средствах связи (2002/58/ЕС).
В результате, встав на сторону Tele2 Sverige AB, суд Евросоюза пришел к заключению, что правилами содружества допускается исключительно целенаправленный и соответствующий определенным гарантиям сбор данных, в то время как массовой слежки быть не должно — в противном случае, будет нарушено право на неприкосновенность частной жизни и право на защиту данных, гарантированные Хартией Европейского союза по правам человека, Европейской конвенцией о правах человека.
При этом в постановлении подчеркивалось, что спецслужбам для превентивного перехвата конфиденциальной информации с последующим получением доступа к ней необходимо продемонстрировать в ходе предварительного рассмотрения в суде или независимом административном органе существенную необходимость подобного шага, в том числе предоставить объективные доказательства.
Власти Великобритании, в свою очередь, выразили свое несогласие с аргументами Privacy International. По их мнению, выводы суда Евросоюза по делу Tele2 Sverige AB в данном контексте не могут быть приобщены, поскольку тогда обсуждался вопрос получения доступа к метаданным в ходе расследования серьезных преступлений, а не в контексте обеспечения национальной безопасности.
В рамках данного спора 15 января этого года генеральный адвокат высшей судебной инстанции ЕС Кампос Санчес-Бордона предоставил консультативное заключение (носит рекомендательный характер), в котором говорится о несоответствии британского законодательства правилам Евросоюза.