МОСКВА, 5 мая — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не усмотрел нарушения права на свободу выражения мнения в деле экс-президента Хорватии Степана Месича, которому национальная судебная инстанция предписала выплатить сумму, эквивалентную на тот период примерно 6,6 тысячи евро, адвокату в качестве компенсации за ущерб его репутации.
Дело касалось гражданского иска о защите чести и достоинства, который был подан Иваном Юрашиновичем к Месичу, руководившему страной с 2000 по 2010 год, после того, как он в публичном поле посоветовал адвокату обратиться за психологической помощью в специализированные учреждения.
Эти слова, впоследствии опубликованные на официальном сайте президента Хорватии и широко распространенные среди СМИ, политик произнес, отвечая на вопрос журналиста касательно обвинений в связи с организованной преступной группировкой.
Как поясняется в материалах дела ЕСПЧ, в 2006 году Юрашинович подал во Франции, где он практикует, заявление о возбуждении уголовного дела в отношении 11 хорватских граждан, среди которых был Месич, в связи с предполагаемым участием в покушении на убийство и вымогательство. Среди прочего утверждалось, что лидер преступной организации якобы финансировал кампанию экс-президента страны в 2000 году.
В ходе рассмотрения иска о защите чести и достоинства Месич настаивал, что его слова о психологическом состоянии Юрашиновича были фигурой речи и попыткой иронизировать ситуацию в ответ на необоснованные обвинения. В конечном счете хорватский суд встал на сторону адвоката и предписал политику компенсировать ущерб.
ЕСПЧ, в свою очередь, по итогу рассмотрения жалобы постановил, что заявление, сделанное Месичем, не только нанесло репутационный ущерб адвокату, но и могло оказать сдерживающее воздействие на выполнение им своих профессиональных обязанностей. Таким образом, присуждение компенсации, по мнению ЕСПЧ, было подходящей санкцией в демократическом обществе.
Примечательно, что ЕСПЧ не согласился с выводами национальных судов о том, что высказывание Месича не было оценочным суждением. Однако, как подчеркивается в постановлении, политик вышел за грани простого ответа на вопрос, вызывающий общественный интерес, и намеренно попытался дискредитировать Юрашиновича как человека оскорбительным «заявлением с использованием уничижительных и дерзких выражений». Этого можно было избежать, считает ЕСПЧ.
При этом располагающийся в Страсбурге суд отметил, что продолжительность разбирательства была чрезмерной и не соответствовала требованию «разумного срока» в понимании статьи 6 Европейской конвенции по правам человека, в связи с чем имело место ее нарушение, следует из пресс-релиза.
Жалоба рассматривается в ЕСПЧ под номером 19362/18.