МОСКВА, 19 апр – РАПСИ. На Украине насаждалась ненависть к русским жителям, всей русской культуре при попустительстве властей и даже с их участием, следует из доклада, посвященного ситуации с правами человека в стране и подготовленного Министерством иностранных дел РФ.
«С момента обретения Украиной независимости власти страны взяли курс на насильственную украинизацию всех сфер общественной жизни и ассимиляцию всех проживающих в стране этнических групп с целью создания моноэтнического государства, - говорится в документе, размещенном на сайте российского внешнеполитического ведомства. - Киевским режимом проводится последовательная линия на законодательное закрепление доминирующей роли украинского языка и сокращение возможностей использования в публичном пространстве иных языков, при этом различающаяся по степени жесткости. В наибольшей степени ограничениям подвергаются права русского и русскоязычного населения. Главным шагом на этом направлении стало поэтапное законодательное ограничение языковых прав этнических русских и многочисленных русскоязычных представителей других национальностей».
В российском МИДе напоминают о принятом в 2017 году законе «Об образовании», которым предусматривался переход обучения в украинских учебных заведениях на государственный язык с 2020 года, и о том, что многие положения этого закона были признаны Венецианской комиссией Совета Европы дискриминационными.
В 2018 году Конституционный суд Украины признал неконституционным закон «Об основах государственной языковой политики», согласно которому русский язык являлся региональным в отдельных областях страны, и почти год спустя был принят закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», закрепивший использование украинского языка во всех сферах общественной жизни.
«Для «выдавливания» русского языка задействовались и силы «гражданского общества» (зачастую – организации радикалов), которые при потакании властей организовывали различные агрессивные акции в отношении преподавателей, продолжающих использовать русский язык, - отмечается в докладе МИДа. - В целом политика украинских властей в сфере образования привела к тому, что начиная с 2013 г. количество русскоязычных школ в стране сократилось с 1275 до 25 в 2021/2022 учебном году».
В 2022 году Комитет телевидения и радиовещания Украины заявил о запрете на ввоз и распространение всей издательской продукции из России, в том же году были приняты законы, запрещающие импорт и распространение книг и другой издательской продукции из России и Белоруссии, издание и продажу книг авторства граждан России.
Таким образом «власти сознательно проводят линию на полное уничтожение русскоязычного пространства на Украине», тогда как весь комплекс законодательных мер направлен на постепенное выдавливание русского языка из общественной жизни, что противоречит не только национальному законодательству, но и международным обязательствам Украины, констатируют в российском внешнеполитическом ведомстве.
«Наряду с выдавливанием русского языка из всех сфер общественной жизни Украины в стране фиксировались регулярные усилия по пропаганде нетерпимости к русским жителям и всей русской культуре. Подобные действия не только не встречали осуждения и каких-либо мер реагирования со стороны властей, но и совершались самим украинским руководством», - говорится в докладе.
При этом ненависть к русским открыто пропагандировалась на общенациональных и региональных телевизионных каналах, русофобия беспрепятственно распространяется в интернете и соцсетях, российские журналисты к 2021 году де-факто были лишены права заниматься своей профессиональной деятельностью на Украине.
«С начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и защиты мирных жителей Донбасса в МИД России поступили обращения свыше 5 тысяч российских граждан, находящихся на Украине. В подавляющем большинстве случаев в письмах содержались просьбы информировать о безопасных способах эвакуации с Украины в Россию и другие страны. Многие наши соотечественники указывают на террор, развязанный в украинских городах представителями так называемой теробороны и другими лицами, получившими оружие в ходе его бесконтрольной раздачи», - отмечает российский МИД.