МОСКВА, 23 окт - РАПСИ. Организация Объединенных Наций (ООН) стала забюрократизированной структурой, реформирование ее Совета безопасности обсуждается более 20 лет, и сейчас в рамках расширения вопрос заключается в том, какие новые страны будут включены в состав Совбеза, на каких условиях, заявил первый заместитель постоянного представителя Российской Федерации при организации Дмитрий Полянский. 

"В Генеральной ассамблее обсуждается идея придания нового дыхания, новой жизни работе Организации Объединенных Наций, которая во многом стала забюрократизированной структурой. Решения, которые принимает Генассамблея, стали очень сложны для понимания для неискушенного наблюдателя. Раньше резолюции писались простым языком, сейчас все стало гораздо сложнее. Эти вопросы обсуждаются в рамках Генассамблеи: как сделать работу ООН более эффективной, понятной для простого жителя планеты Земля. Чтобы было понимание того, что ООН действует в интересах всех жителей Земли... Если эти вопросы запустить, ими не заниматься, то последствия ощутят абсолютно все жители планеты. В этом плане ООН проделывает очень большую и зачастую не видную для стороннего наблюдателя работу", - сообщил Полянский. 

По его словам, вопрос реформирования Совета Безопасности ООН обсуждается более 20 лет, и эта тема не такая простая, как это может показаться. 

"Ее [тему - прим. ред.] иногда пытаются как-то спрямить, свести к тому, что западные страны в популистских целях стали говорить о том, что реформа должна ограничить влияние России, Китая. Я не очень представляю себе, как это может быть сделано на практике без перечеркивания устава ООН и основ работы организации, - пояснил постпред РФ. - На деле речь довольно серьезно идет о том, чтобы расширить состав членов Совета безопасности, в котором сейчас 15 стран. Есть более-менее устоявшееся понимание, что в Совете безопасности должно быть 20 с небольшим членов. И в этой связи возникает вопрос о том, кто это будет, в каких категориях все произойдет. Будут ли это новые постоянные члены. Если это будут новые постоянные члены, то будут ли они с правом вето или без права вето. Либо это будут не постоянные члены, потому что сейчас они избираются на два года. Либо это будут не постоянные члены, но с более длительным сроком пребывания в Совбезе". 

"Пока ни один вариант реформы не набрал той поддержки, которая позволяла бы говорить о том, что мы нашли ту точку, которая позволила бы нам приступить к обсуждению текстуальных моментов. Тем более, что страны высказывают очень сильно полярные позиции по вопросу, кто конкретно должен войти в Совет безопасности ООН. Например, если мы посмотрим на позицию западных стран, то они лоббируют принятие в качестве членов Совбеза - постоянных или не постоянных - Германии и Японии, что бы символизировало припмирение, возможность перелистнуть эпоху Второй мировой войны... На практике мы задаемся вопросом, что даст включение Германии и Японии в Совет безопасности? Это страны глобального запада, страны, которые практически не имеют собственных позиций по многим вопросам. Мы сейчас видим, что Совет безопасности не репрезентативен", - отметил Полянский. 

По его словам, западные страны занимают совершенно не оправданную пропорционально долю мест в Совбезе, и зачастую обсуждения в Совбезе вызывают много вопросов у более широкого состава Генассамблеи, у западных стран есть, как правило, возможность блокировать решения Совбеза, принятие резолюций.

"Конечно, речь должна идти о развивающихся государствах, о странах Африки, Азии, Латинской Америки - странах, которые имеют собственную линию, собственную позицию, и именно их подключение дало бы Совету безопасности возможность качественно улучшить свою работу", - заключил Полянский.