МОСКВА, 27 ноя – РАПСИ. Суд ЕС отклонил заявление Nord Stream 2 AG, оператора газопровода «Северный поток-2», оспаривавшего директиву Европейского союза, распространяющую правила внутреннего рынка природного газа на газопроводы из третьих стран.
В апреле 2019 года Евросоюз принял документ, согласно которому правила, применимые к газопроводам, соединяющим два или более государств-членов, в равной степени применимы в пределах ЕС к газопроводам из третьих стран. В частности, предусматривается разделение систем передачи от систем производства и поставок, а также доступ третьих сторон к системам передачи.
При этом в отношении трубопроводов между государством-членом и третьей страной, строительство которых было завершено до даты вступления в силу поправок к директиве — 23 мая 2019 года — говорится, что государство-член, в котором располагается первый пункт соединения газопровода из третьей страны с газовой системой в Европе, вправе согласовать с импортером исключение из действия новых правил.
Nord Stream 2 AG оспорила «газовую директиву» после ее вступления в силу в Суде общей юрисдикции Европейского союза, но заявление было отклонено 20 мая 2020 года. Затем оператор «Северного потока-2» подал апелляцию на данное постановление. В июле 2022 года Суд решил, что заявление Nord Stream 2 AG является частично приемлемым и вернул дело в Суд общей юрисдикции для вынесения решения по существу.
Однако Суд общей юрисдикции, рассмотрев заявление, 27 ноября 2024 года отклонил его.
«Компания Nord Stream 2 AG могла предвидеть, что институты и ряд государств-членов ЕС, которые давно заняли позиции по данному вопросу, будут использовать свою власть для того, чтобы распространить правила внутреннего рынка на газопроводы из третьих стран, такие как трубопровод «Северный поток-2». Кроме того, принимая во внимание состояние работ, связанных с ее трубопроводом, на момент подачи Еврокомиссией предложения о внесении изменений в директиву в ноябре 2017 года, Nord Stream 2 AG могла предвидеть, что не сможет воспользоваться исключением, предусмотренным для газопроводов, чье строительство было завершено до даты вступления в силу будущей поправочной директивы», — пояснил Суд.
Также, по мнению инстанции, тот факт, что оператор Nord Stream 2 AG не мог воспользоваться указанным отступлением, не помешал ему эксплуатировать газопровод «Северный поток-2» в экономичных условиях и «получать соответствующую отдачу от своих инвестиций».
«Следовательно, законодательный орган Европейского союза не нарушил принцип правовой определенности или принцип защиты законных ожиданий, когда установил, что только трубопроводы между государством-членом и третьей страной, завершенные до 23 мая 2019 года, могут воспользоваться рассматриваемым исключением», — заявил Суд ЕС.
Европейская судебная инстанция также отметила, что «трубопроводы, завершенные до 23 мая 2019 года», и трубопроводы, «не завершенные до этой даты», в частности «Северный поток-2», не находятся в сопоставимой ситуации.
Суд также отметил, что применение правил внутреннего рынка к участку газопровода «Северный поток-2», расположенному на территории государства-члена ЕС или в его территориальных водах, «является целесообразным для предотвращения искажений конкуренции и негативного воздействия на безопасность поставок».