МОСКВА, 28 мар – РАПСИ. Адвокаты российской фигуристки Камилы Валиевой выдвинули против Всемирного антидопингового агентства (WADA) обвинения в «процедурном мошенничестве», выразившемся в сокрытии и фальсификации доказательств в ее пользу по делу о допинге, сообщает агентство Associated Press.
Речь идет об эксперименте, проведенном ученым Марсьялем Соги по просьбе Российского антидопингового агентства (РУСАДА) в WADA, державшемся в секрете и раскрытом лишь в сентябре 2024 года.
В ходе эксперимента ученый попытался воспроизвести условия попадания запрещенного препарата в организм фигуристки. Результаты эксперимента Соги свидетельствуют, что при определенных условиях запрещенный препарат мог попасть в организм Валиевой случайно, что подтверждает версию, озвученную адвокатами российской спортсменки в 2023 году в Спортивном арбитражном суде (CAS).
Результаты проведенного эксперимента не были обнародованы на слушаниях по делу Валиевой в CAS, в ходе которых WADA наряду с другими участниками разбирательств было предложено предоставить все материалы, связанные с допинг-пробой российской фигуристки.
Добиваясь раскрытия подробностей эксперимента Соги, адвокаты Валиевой обратились в Верховный суд Швейцарии. WADA представила запрошенные сведения, с которым и ознакомилось агентство Associated Press.
В итоге на этой неделе в Верховный суд Швейцарии было подано заявление, согласно которому «представление (WADA) отчета профессора Соги подтверждает процессуальное мошенничество, которое послужило мотивом для запроса о пересмотре».
Как поясняют адвокаты, WADA уклонилось от раскрытия CAS результатов эксперимента, которые могли свидетельствовать о случайном попадании незначительного количества запрещенного препарата в организм фигуристки. Более того, как отмечается в направленном в суд заявлении, запрошенные сведения перед тем, как они были предоставлены, исказили с тем, чтобы ситуация выглядела менее благоприятной для Валиевой.
По свидетельству адвокатов, эксперимент Соги, включавший анализ метаболизма препарата в организме человека, не подтверждает теорию о том, что незначительное количество запрещенного препарата в организме Валиевой на момент положительного теста могло быть результатом преднамеренного употребления препарата.
В то же время то обстоятельство, что ученый не исключил возможность добровольного приема запрещенного вещества, по мнению адвокатов, является элементом искажения полученных им сведений.
«Это дополнительное заключение, не имеющее отношения к цели экспертизы и поставленным вопросам, оно противоречит остальной части отчета», — приводит Associated Press мнение адвокатов.
Кроме того, они также обращают внимание на то, что изначально в запросе касательно эксперимента Соги содержалось восемь вопросов, тогда как ключевой вопрос был исключен, очевидно, по причине «суперблагоприятных» для Валиевой ответов.
Представитель Всемирного антидопингового агентства Джеймс Фицджеральд заявил, в свою очередь, что «любые обвинения в неправомерных действиях со стороны WADA категорически отвергаются» и что агентство «будет решительно отстаивать свою позицию в этом вопросе».
По его словам, поскольку отчет Соги «не является документом WADA, подлежащим обнародованию», на него не распространяются обязательства по раскрытию информации, и отчет якобы в любом случае не повлиял на исход разбирательства в CAS, поскольку в подобного рода делах бремя доказывания лежит на спортсменах.
Сам Соги заявил, что ему было запрещено разглашать сведения из отчета ввиду условий подписанного им соглашения о конфиденциальности.
Двойные стандарты
Следы триметазидина, на который у Валиевой была взята положительная проба, были обнаружены во время проведения Олимпиады в Токио у 23 пловцов из КНР, которые, впрочем, избежали наказания после того, как WADA согласилось с версией Пекина о случайном попадании препарата в организм спортсменов. Это дело привлекло пристальное внимание к WADA, тогда как власти США прекратили выплачивать взносы в бюджет агентства, напоминает Associated Press.
Дело Валиевой и пловцов из КНР явно иллюстрирует избирательность подхода WADA к спортсменам разных стран при том, что были выявлены положительные пробы спортсменов на один и тот же препарат и они делали схожие заявления о случайности попадания в организм запрещенных веществ.
Как ранее сообщало РАПСИ, Российская Федерация намерена отстаивать право Валиевой на обжалование принятого 29 января 2024 года решения CAS о дисквалификации фигуристки.
«Дело Валиевой демонстрирует нечистоплотность конкуренции, Россия продолжит отстаивать право спортсменки на подачу апелляции», − заявляла официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова.
Она назвала решение CAS «заказным»: «Заказ очевиден – не только не допустить появления высококонкурентных российских спортсменов на соревнованиях, в особенности с российским флагом и гимном, но и воспрепятствовать проведению в России международных спортивных мероприятий в целом».
По словам представителя МИД РФ, со стороны «коллективного Запада» видны «лишь непрекращающиеся попытки использовать тему спорта исключительно в своих узкокорыстных целях».
Напомним, что CAS в январе 2024 года признал российскую фигуристку виновной в нарушении антидопинговых правил и дисквалифицировал спортсменку на четыре года с отсчетом срока наказания от 25 декабря 2021 года. В октябре 2024 года Верховный суд Швейцарии не выявил процессуальных нарушений в деле Валиевой.