Совместный мониторинг коррупции в России и США и выработка универсальных критериев оценки этого явления с учетом опыта двух стран должны проводиться госчиновниками в тесном контакте с профильными общественными организациями, в первую очередь с Transparency International. Такое мнение было высказано на минувшей неделе в ходе первого заседания в Вашингтоне рабочей группы по вопросам гражданского общества, созданной в рамках президентской российско-американской комиссии.
Суть произошедшего, и то, как теперь в связи с этим могут взаимодействовать отечественные госструктуры и общественные организации, РАПСИ объяснила один из членов совместной рабочей группы, гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл – Россия" (ТИ-Р) Елена Панфилова.
- В первую очередь очень важно, что такая комиссия вообще появилась и начала работу. По сути, со времен комиссии "Гор-Черномырдин" ничего подобного в рамках двух стран не было. Было создано шестнадцать рабочих групп по самым разным направлениям. Правда, отдельной, которая занималась бы только коррупционными проблемами двух стран, сейчас нет.
Однако эта тема, безусловно, может обсуждаться и в рамках дискуссий по гражданскому обществу, и по экономическому сотрудничеству, и по бизнесу и инвестициям. На прошлой неделе в Вашингтоне вопросы противодействия коррупции обсуждались рабочей группой, которую возглавляют замглавы администрации российского президента Владислав Сурков и советник Барака Обамы по России Майкл Макфол.
- Такие обсуждения необходимы для установления недостающих контактов?
- И да, и нет. У нас на уровне работающих в России общественных организаций налажены давние и устойчивые связи с коллегами, в том числе, и из США. Они бы продолжали развиваться и без рабочей группы. С другой стороны, подобные заседания, в которых участвуют представители властей двух стран, выводят любое обсуждение на более высокий уровень. Он же дает нам возможность проинформировать представителей государства напрямую о своей деятельности, услышать их точку зрения по обсуждаемым темам. Приятной неожиданностью стало то, что в ходе встречи практически все выступления, в том числе и представителей российских и американских государственных органов, были весьма конструктивны.
Коррупция убивает
- Велась ли речь о чем-то конкретном?
- Наибольший интерес в ходе обсуждения проблем коррупции вызвали сразу несколько тем. Во-первых, судьба расследовательской журналистики в России. В США, и это ни для кого не секрет, репортерская работа – очень эффективный способ общественного контроля за коррупцией. У нас же эта профессия, по сути, вымерла. Многих из тех, кто занимался независимыми расследованиями, уже нет в живых, а другие просто сменили направление работы.
Какой смысл публиковать разоблачительные материалы, к тому же подкрепленные документами, если на них никто не реагирует? Не будем забывать и про общие проблемы со свободой СМИ, и про свойственные очень многим самоцензуру, попытки предугадать настроения своих владельцев, подстроиться под определенную конъюнктуру. На рабочей группе шла речь о том, чтобы выстроить сотрудничество с американцами и вернуть эту журналистскую специальность в нашу страну.
- Одних разоблачительных материалов в прессе мало – общество зачастую к СМИ относится крайне недоверчиво…
- Поэтому второй аспект, который обсуждался на рабочей группе – образование. В любом обществе существует определенная толерантность к коррупции. Причем в нашем – куда большая, чем в американском. Многие искренне убеждены, что взяточничество непобедимо и поэтому вечно. Между тем российская и американская коррупция сильно различаются. Если в США практически отсутствует мздоимство на местах, то у нас оно цветем пышным цветом. В Америке же у общества хватает вопросов к высшим эшелонам власти. Например, насколько эффективно там расходуются бюджетные средства, выделенные на борьбу с кризисом.
Поэтому совершенно очевидно, что велика надобность в образовательных программах, которые бы объясняли обществу, что коррупция не только плоха, а что она порой убивает.
- Не преувеличиваете?
- Нисколько. Спросите у родственников жертв "Хромой лошади". Спросите у тех, кто остался без родных и близких в результате взрывов двух самолетов террористками-смертницами, прошедшими на борт за взятку в 1000 рублей. Думаю, что именно лозунг "коррупция убивает" наиболее точно отражает то, что у этого явления имеются вполне конкретные жертвы.
Но не менее важно показывать и то, что без действенного общественного контроля за коррупцией нет будущего у планов экономической, управленческой, технологической или политической модернизации ни в России, ни в США, ни в любой другой стране мира. Модернизация и коррупция несовместимы. Образовательные программы должны быть направлены и на четкое объяснение обществу и власти этой простой истины.
Обмен практиками
- Существует довольно много наработок, антикоррупционных инструментов, которые позволяют исследовать это явление, измерить его. Планируется ли обмен такой информацией с американцами?
- На рабочей группе мы обсуждали эти вопросы. Коррупция – не бесформенный монстр. Это конкретные схемы махинаций, взяток и откатов, которые изучаются, в том числе и "Центром ТИ-Р" довольно давно. Учитывая это, концентрации нашего двустороннего опыта мог бы поспособствовать единый центр сбора и анализа подобной информации. Явно на пользу он пришелся бы, например, журналистам, ведущим собственные расследования. Концентрация итогов международных исследований в одном месте помогла бы с куда большей эффективностью обращать внимание органов власти на устоявшиеся коррупционные практики, помогать им призывать к ответу тех, кто такие практики реализует, поддерживает или "крышует".
В вашингтонском заседании рабочей группы участвовали представители "Центра ТИ-Р" и Transparency Int.-USA, а также сотрудники многих других российских и американских общественных организаций, исследующих коррупцию. Именно измерению уровня коррупции в разных странах в последнее время уделяется повышенное внимание. Сейчас нам всем крайне важно обсудить, как именно мы изучаем и меряем уровень коррупции в наших двух странах. Скажем, в 2002 году "Центр ТИ-Р" считал индекс коррупции в российских регионах. Как мы это делали, наверное, интересно американцам. В свою очередь, у них есть наработанные методики исследования политической коррупции, причем не только через замеры или опросы, но и при помощи аналитики.
Что-то из этого мы, безусловно, можем взять на вооружение для работы в России. Обмен информацией и результатами исследований при этом важны не только нам или властям. Они очень помогут, к примеру, тем же предпринимателям: им должны быть понятны результаты наших исследований, методики, которыми мы их достигаем. Кстати, следует отметить, что на встрече поднимался вопрос о важности участия в общественном противодействии коррупции именно бизнеса, различных организаций предпринимателей.
- Практики интересны, когда они относятся к конкретными направлениям, социальным и профессиональным группам. Если взять, скажем, судебную власть, какие-то конкретные методы исследования коррупции в данной среде обсуждались?
- К сожалению, на этой рабочей группе мы именно до этой темы, равно как и до многих других, крайне важных, не дошли: на обсуждение коррупции в целом регламентом был отведено чуть менее часа.
Что касается России, то мы, безусловно, анализируем коррупционные практики в судах, и как они влияют на уровень доверия общества и бизнеса к отечественной третьей власти. Самый последний пример: "Центр ТИ-Р" и Национальный антикоррупционный комитет не так давно подготовили доклад, в котором были исследованы практики, имеющие отношение к рейдерству. Разумеется, рисуя и изучая схемы незаконного захвата собственности, мы рассматривали и участие в них судей.
- Что делать с такими наработками дальше?
- После их подготовки, перед властью, в том числе и на местах, можно ставить вопросы, объяснять, где именно находятся слабые места. Применительно к судебной системе наличие таких схем позволит нам, представителям общества, обращаться, скажем, к председателю того или иного суда, показывать на конкретных примерах, в каких именно делах, приходящих на рассмотрение в его суд, есть совершенно четкие признаки коррупции. То же самое касается и правоохранительных органов. За конкретными примерами взяточничества, на которых базируются подобные исследования, далеко ходить не надо. С ними в наши приемные приходят конкретные пострадавшие.
Потепление или оттепель?
- Премьер Владимир Путин пару лет назад говорил, что некоторые члены некоммерческих и правозащитных организаций "шакалят у иностранных посольств". Теперь российскую часть совместной рабочей группы, куда вошли и представители общественных организаций, возглавил замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Произошло потепление отношений некоммерческих организаций и российской власти?
- Такие далеко идущие выводы пока делать сложно хотя бы потому, что в Вашингтоне состоялось первое и единственное заседание рабочей группы в таком составе. Ответить на этот вопрос более предметно, можно будет только после того, как станет ясно, продолжатся ли контакты, начнется ли конкретная совместная работа, или нет.
- Но ведь в российских органах госвласти, обладающих мощными аналитическими ресурсами, наверное, имеются какие-то наработки или методики по борьбе с коррупцией?
- В вопросе заложено сослагательное наклонение. Но мы точно этого не знаем. В разные годы специалисты, в частности, "Центра ТИ-Р" общались с самыми разными органами российской госвласти. И их представителям ничего не мешало поделиться с нами своими наработками, видением ситуации с коррупцией в стране, обсудить, как следует проводить замеры или составлять рейтинги. Не поделились и не обсудили. Из этого можно сделать только один вывод: либо методик у чиновников попросту нет, либо время обсуждать их тогда еще не пришло.
Сейчас следует понять одну важную вещь. Если цель совместной антикоррупционной работы российских общественных организаций и власти – не просто "однажды встретиться и тут же разойтись", думаю, точки соприкосновения будут найдены. Но в данной ситуации, выражаясь спортивной терминологией, мяч отнюдь не на нашей стороне.
Беседовал Владимир Новиков