Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

В России прослушивание телефонных переговоров часто становится основанием для возбуждения уголовного дела, как для "языков" (кого слушают), так и для "ушей" (кто слушает).

Наиболее громким делом последних лет, связанным с "прослушкой", наверно, следует признать расследование действий бывшего начальника департамента оперативного обеспечения ФСКН генерала Александра Бульбова. По версии следствия, его подчиненные занимались незаконной "прослушкой" сотрудников РАО "ЕЭС России", "Ренессанс Капитала", Альфа-банка и члена Совета Федерации. За каждый день "прослушки", посчитало следствие, обвиняемые получали 1 тысячу долларов от заказчиков.

Однако не следует думать, что ответственность за "прослушку" нарушители закона могут понести только, если ее жертвой стали высокопоставленные сотрудники госкорпораций и банков. В декабре 2009 года, например, Приморский краевой суд признал виновным начальника оперативно-розыскной части уголовного розыска краевого УВД Станислава Слободского за то, что он организовал незаконное прослушивание телефонных разговоров граждан России и Китая. Слободский на три года лишен права занимать должности в государственных и муниципальных органах власти.

А в октябре того же года мировой судья в якутском городе Ленске приговорил директора Ленского информационно-технического центра к штрафу в размере 150 тысяч рублей. В ходе судебного заседания подсудимый признал себя виновным. По его словам, новый глава администрации уволил его "не за его профессиональные качества, а чтобы поменять на "своего человека". После этого директор инфоцентра решил использовать подконтрольный ему комплекс для записи разговоров главы администрации и его заместителей.

Однако не реже "прослушка" приносит и положительные результаты. Например, детализация телефонных разговоров позволила в своей время найти всех обвиняемых в убийстве Андрея Козлова.

Политический инструмент

Еще чаще прослушивание телефонных разговоров становится центром судебных разбирательств и даже политических скандалов за рубежом.
Летом прошлого года в Грузии сразу три партии нашли в своих офисах "жучки". В офисе партии "Путь Грузии", главой которой является экс-министр иностранных дел страны Саломэ Зурабишвили, они были обнаружены в электропроводке. Чужие уши нашли и в офисе "Альянса для Грузии". А оппозиционная Консервативная партия, узнав, что ее прослушивали, и вовсе потребовала отставки главы МВД Вано Мерабишвили. 

Между тем, МВД Грузии заявило, что полиция возбудила уголовные дела по факту обнаружения подслушивающих устройств. По данным МВД, обнаруженными "жучками" спецслужбы страны не пользуются.

Другим путем пошли власти Бразилии. В сентябре 2008 года президент этой страны Луис Инасио Лула да Силва временно отстранил от исполнения обязанностей руководство национального разведывательного агентства (Abin). Поводом для такого решения стала публикация в местной прессе данных о прослушивании телефонных переговоров первых лиц Бразилии.

Кроме того, Лула да Силва обратился к парламенту Бразилии с ходатайством о скорейшем принятии законодательных мер, ограничивающих вмешательство спецслужб в частную жизнь граждан при проведении следственных мероприятий, и ужесточающих ответственность за нарушение прав путем прослушивания переговоров.

Не менее громкий скандал произошел прошлой осенью в Турции, после того как Минюст разрешил прослушивать телефоны судей и прокуроров. Это делалось с целью, как утверждалось, выявления направлений деятельности тайной организации "Эргенекон", попыток ее представителей оказать давление на следствие и проникнуть в органы правосудия.

Следствие утверждает, что 200 членов "Эргенекона", куда входят политические и общественные деятели, журналисты, адвокаты, преподаватели вузов, отставные и действующие военные, полицейские, планировали заговор с целью свержения правительства Тайипа Эрдогана, "подстрекатели народ к восстанию" и занимались "террористической деятельностью".

Наконец, в середине января этого года Минюст США обвинил ФБР в незаконном прослушивании телефонных разговоров. Утверждается, что в 2002-2006 годах телефонные компании нелегально предоставили ФБР более двух тысяч записей разговоров. Бюро запрашивало данные под предлогом борьбы с террористическим угрозами. Позже Валери Карпони, генеральный советник ФБР, признала нарушения Закона о частных электронных коммуникациях.

Шоу-бизнес

Часто жертвами таких "шпионских" скандалов становятся знаменитости, в том числе и первые лица страны. Например, недавно британская газета на протяжении месяца печатала интимные подробности из жизни принца Чарльза. Скотланд-Ярд удивился такой осведомленности журналистов и начал расследование. Вскоре сыщики обнаружили десятки "жучков", которые заполонили всю официальную резиденцию принца Кларенс-хаус. Скотленд-ярд поначалу обвинил в «прослушке» террористов, но вскоре был арестован один из корреспондентов таблоида.

А в декабре 2008 года окружной суд Лос-Анджелеса приговорил 64-летнего Энтони Пелликано к 15 годам лишения свободы и штрафу в размере двух миллионов долларов. Известного частного детектива обвинили в создании криминальной структуры, занимавшейся незаконным прослушиванием телефонных разговоров и взяточничеством.

Пелликано сотрудничал с адвокатами таких "звезд" Голливуда, как Том Круз, Элизабет Тэйлор и Майкл Джексон. Его имя также фигурировало в 2006 году в скандале о прослушивании телефонных переговоров Сильвестра Сталлоне. Данные "прослушки" использовались для запугивания и шантажа.

Специалисты по "прослушке"

Впрочем, в последние годы все заметнее проявляется тенденция легализации на государственном уровне "прослушки". Многие страны даже создают для этой работы специальные подразделения.

Китай намерен узаконить телефонную прослушку и мониторинг электронной почты в целях борьбы с коррупцией. Для этого может быть создан специальный отдел. Об этом осенью прошлого года сообщил заместитель генпрокурора Чжу Сяоциня. Он признал, что прослушивание телефонов в КНР применялось и ранее в целях борьбы с финансовыми преступлениями.

Использование таких мер "не разрешено, но и не запрещено" в национальном законодательстве. В ближайшее время власти намерены подвести законодательную базу под подслушивание, использование детекторов лжи, гипноза и проверок электронной почты при расследовании финансовых преступлений.

Чуть ранее о создании специального отдела, занимающего прослушиванием телефонов, заявило правительство Индии. По замыслу властей этой страны, такая мера позволит правоохранительным органам более эффективно получать информацию о готовящихся терактах. Впрочем, и действующие правила позволяют операторам связи прослушивать телефонные переговоры и передавать записи в МВД. При этом чиновник, запросивший записи, не может быть ниже рангом, чем секретарь министерства, а офицер полиции не ниже рангом, чем объединенный секретарь.

Террористическая угроза

Террористическая угроза сегодня является главным оправданием введения тотального контроля за населением. Его расширению посвятил оба своих президентских срока  Джордж Буш. Перед уходом с поста главы государства, летом 2008 года, он подписал закон о прослушивании телефонных разговоров. Документ гарантирует судебный иммунитет телекоммуникационным компаниям, которые предоставляли властям возможность прослушивания разговоров своих клиентов в рамках антитеррористической кампании.

А еще в 2002 году Буш позволил NSA без санкции суда прослушивать телефоны американцев и иностранцев, находящихся на территории страны. Указ касался международных звонков, а также разрешал просматривать частную электронную почту. До 2002 года работа Агентства национальной безопасности ограничивалась, в основном, наблюдением за иностранными посольствами и консульствами. При этом для того, чтобы прослушивать телефоны, было необходимо получить ордер суда.

Фобия терроризма окончательно овладела умами европейских парламентариев в 2005 году, когда в декабре Европарламент утвердил новые правила для операторов связи. Они предписывали европейским телекоммуникационным компаниям от полугода до двух лет хранить данные о телефонных переговорах и устанавливаемых интернет-соединениях.

В перечень подлежащих обязательному резервированию данных вошли: время и продолжительность звонка, номер вызывающего и вызываемого абонента, возможное местонахождение владельца мобильного телефона, данные об устанавливаемых интернет-соединениях, сведения о переданных электронных письмах и звонках по IP-телефонии. Фиксированию подлежали даже неотвеченные телефонные вызовы – по мнению европейских законодателей, они могут использоваться террористами для подачи сигналов сообщникам или для активации взрывных устройств.

"Уши" повсюду

Однако нашим соседям удается расширять государственный контроль над гражданами даже без такого рода оправданий.

Так например, в последних числах января этого года глава Конституционного суда Белоруссии заявил, что принятые не так давно поправки в закон "Об оперативно-розыскной работе" не противоречит конституционным нормам и положениям. Заметим, что эти поправки позволяют прослушивать телефоны без соответствующей санкции прокурора.

Летом же прошлого года председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко признал, что телефоны многих граждан прослушиваются. При этом уточнил, что это происходит гораздо реже, чем в странах Европейского союза.

"Более того, граждане Украины в случае сомнений... могут в письменном виде или устно обратиться в Генпрокуратуру или СБУ и получить правдивую информацию, осуществляется ли в отношении него оперативно-техническое мероприятие с разрешения суда", — заметил Наливайченко.