МОСКВА, 10 мая - РАПСИ. Президент России Дмитрий Медведев во вторник предложил рассмотреть вопрос медикаментозного воздействия на преступников, совершивших насилие в отношении детей, и заявил о недопустимости либерального подхода к таким преступлениям.
Ниже приводится справочная информация о борьбе с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних в разных странах мира.
В некоторых странах половые преступления против детей наказываются смертной казнью (Южная Корея, Иран, Саудовская Аравия). В других странах осужденных за такие преступления физически изолируют: пожизненно или на определенный срок с последующим содержанием в специализированных медицинских учреждениях - в случае признания таких лиц возможно опасными.
Еще один вариант профилактики педофилии - химическая или хирургическая кастрация для устранения полового влечения. Регулярные инъекции препаратов, блокирующих действие мужского гормона тестостерона, приводят к полному подавлению сексуального влечения.
Осужденным тогда предоставляют свободу, в случае химической кастрации - с обязательством регулярно делать инъекции, поскольку действие используемых при химической кастрации препаратов не является необратимым.
Медикаментозная профилактика половых преступлений применяется во многих штатах США (Калифорния, Флорида, Джорджия, Техас, Луизиана, Монтана и некоторые другие), в Канаде, Израиле и ряде европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Дания, Швеция, Польша, Норвегия). В США и Польше химическая кастрация педофилов является обязательной, в других европейских странах - добровольной.
И при обязательной, и при добровольной химической кастрации лечение начинается за определенное время до освобождения, как правило за неделю, и может продолжаться до конца жизни.
В большинстве европейских государств осужденные за половые преступления в отношении несовершеннолетних, прежде чем выйти на свободу, должны в обязательном порядке пройти врачебно-психиатрическую экспертизу - это позволяет выяснить, кто из них страдает педофилией как психическим расстройством поведения. Преступник, по итогам экспертизы признанный возможно опасным, ставится перед выбором: либо согласие на химическую кастрацию, либо изоляция в специализированном медицинском учреждении по окончании срока лишения свободы. Во Франции допускается еще одна альтернатива - ношение электронного браслета. Независимо от результатов экспертизы любой преступник может ходатайствовать о применении к нему медикаментозного воздействия.
В основу такого подхода европейских государств положено достижение различных целей: лишение свободы - для наказания преступника, медикаментозная профилактика педофилии - для обеспечения безопасности детей.
Применение медицинского воздействия к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не входит в противоречие с международными нормами. Более того, в 2007 году Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств (вступила в силу в 2010 году), согласно которой каждое государство в рамках национального законодательства должно содействовать принятию эффективных мер в отношении преступников, чтобы предотвратить или свести к минимуму риски сексуальных преступлений в отношении детей.
В России медицинские меры, применение которых возможно по отношению к преступнику, ограничиваются сегодня амбулаторным принудительным наблюдением и лечением у психиатра, назначаемым по усмотрению суда на основании части 2 статьи 99 УК РФ. Применение иных принудительных мер медицинского характера возможно только по отношению к лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних в состоянии невменяемости.