Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
Согласно постановлению Конституционного суда Молдавии, 29 января парламент республики может быть распущен. Это произойдет, если до указанного срока не будет утверждено новое правительство.
Фактически у президента Молдавии Николае Тимофти остался один шанс предотвратить политический кризис в своей стране, который эксперты уже сравнивают с событиями зимы 2012-2013 в Украине.
Назначенное на 4 января специальное заседание парламента Молдавии, на котором депутаты должны были голосовать за утверждение нового правительства во главе с Ионом Стурзой, не состоялось из-за отсутствия кворума. Теперь президент до 14 января может выдвинуть еще только одну кандидатуру в премьеры. Если депутатов снова не удовлетворит предложение президента, Тимофти вынужден будет распустить парламент и назначить досрочные выборы.
Важно заметить, что все это происходит на фоне растущей волны акций протеста. О начале массовых выступлений практически одновременно заявили оппозиционная платформа «Достоинство и правда» (ДиП), «Партия социалистов», «Наша партия». Вывести своих сторонников на улицу намерена и Демпартия, сформировавшая коалицию большинства в парламенте.
Председатель «Нашей партии» Ренато Усатый обещает дальнейшую эскалацию протестной активности в связи с тем, что «Молдова может перестать существовать как государство уже в 2016 году». Лидер ДиП Андрей Нэстасе призвал граждан к массовым протестам, чтобы противостоять «наступлению диктатуры». Другой руководитель ДиП Валентин Долганюк заявил, что в Молдавии возможен «майдан», и «если это произойдет, то вина будет лежать на Демпартии и Плахотнюке».
Пока основным местом сбора митингующих служит площадь у здания президентской резиденции, где утром 12 января несколько сотен граждан призывали Тимофти не уступать давлению «олигарха Плахотнюка».
Важно заметить, что причины политического кризиса в Молдове во многом повторяют предпосылки трагически закончившихся украинских событий. Страну начало лихорадить вскоре после подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Почти сразу после этого крайне ухудшились отношения с Россией, санкции Москвы сильно ударили по экономике Молдовы. А последней каплей стал криминальный скандал в самой верхушке власти страны. Экс-премьер и экс и.о. президента Молдовы Владимир Филат в октябре 2015 года был обвинен в коррупционных действиях и выводе денег из банковской системы страны.
По словам источников и экспертов, именно попытки президента договориться с кандидатами в премьеры о возможностях ухода от ответственности Филата и его главного помощника в предположительном преступлении бизнесмена Илана Шора, являются одной из главных помех для нахождения компромисса с парламентом.
«Есть грань, которую Илан Шор переступил, и пока он за этой гранью, а не в тюрьме, – доверия к этой власти уже не будет… Косвенно он причастен к трагедиям многих – сотни людей погибли в больницах без медикаментов, косвенно кто-то от голода… Он должен за это ответить», - озвучивает, пожалуй, самое популярное сейчас в Молдове мнение посол республики в Австрии и Словакии Андрей Попов.
Не сложно заметить, насколько эта риторика похожа на обсуждение поступков Януковича и его окружения в Украине позапрошлой зимой. Слабость президента (и не в последнюю очередь – его правовая слабость), неоднозначность отношений его окружения с законом, и другие сопутствующие факторы – позволяют назвать нынешнее состояние Молдовы предреволюционным.
Однако здесь уместно заметить, что вышеприведенное высказывание его автор, Попов, закончил такой фразой: «У Молдовы есть большое будущее, просто сейчас она идет не тем путем».
Каким путем идет Молдова
Так, каким путем же сейчас идет Молдова? В какой момент и по какой причине правовые механизмы управления этой страной стали давать такие очевидные сбои?
Напомним, 2 июля 2014 года парламент Молдавии ратифицировал соглашение об ассоциации с ЕС и уже 7 июля на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева первый вице-премьер Игорь Шувалов пригрозил исключить Молдавию из зоны свободной торговли СНГ. 18 июля того же года Россельхознадзор запретил ввоз в Россию молдавских яблок, груш, айвы, абрикосов, вишни и черешни в связи с возможным занесением вредителя – бабочки плодожорки восточной. Также под запрет попали персики, нектарины, сливы и терн. А 21 июля Роспотребнадзор объявил о приостановке ввоза на территорию РФ молдавской консервированной плодоовощной продукции из-за нарушений требований законодательства в области защиты прав потребителей.
В начале июля в Молдове было запрещено вещание российского федерального телеканала «Россия-24». Таким образом, власти Молдовы не стали искать дипломатические пути решения кризиса в своих отношениях с Россией. Более того, пошли на радикальный шаг, предпочтя выйти из позиции нейтралитета и принять политическую позицию своих географических соседей. Как следствие этого шага эксперты отмечают постепенную замену в стране правовых механизмов и инструментов функционирования республики на пропагандистские и откровенно коррупционные.
Такой резкий западный крен Молдовы вполне предсказуемо может привести к полному ее перевороту. Отдаление Молдовы от России ради симпатий Европы усиливает позиции Румынии, которая считает территорию республики своей. В 2010 году экс-президент Молдовы Михай Гимпу своим указом объявил 28 июня днем советской оккупации, чем, по сути, поставил под вопрос легитимность образования Молдавской ССР, которая была создана именно на основании вышеуказанного пакта, а до этого входила в состав Румынии.
С тех пор Бухарест практически не скрывает своих попыток усилить свое политическое влияние в Кишиневе с целью «объединить» страны (пусть даже путем препарирования страны). Революционная ситуация в стране, в контексте «замороженного конфликта» в Приднестровье, может стать подходящим поводом для аннексии большой части страны.
Первые предпосылки для обоснования «правомерности» такой агрессии Румынии можно услышать уже даже в стенах Европарламента. «За год из образцового ученика Республика Молдова превратилась в страну, в которой царит хаос», - заявил в ходе недавнего обсуждения ситуации в Молдавии депутат Европарламента от Румынии Кристиан Дан Преда. По его словам, к новому витку кризиса в Молдавии привел, в частности, захват власти в стране олигархами, а также высокий уровень коррупции, приведший к краху правовых институтов. Преда заявил, что в контексте угрозы прихода к власти сил, ориентирующихся на Россию, «я считаю, мы должны вмешаться».
Надо пояснить, что под захватившими власть олигархами, в первую очередь, подразумевается Влад Плахотнюк, которого местные политологи называют «кукловодом», а эксперты сходятся во мнении, что он контролирует большую часть в парламенте.
Излишне напоминать, к чему похожие западные заявления о коррупции властей и крахе правовых институтов с потребностью скорейшего вмешательства привели в Косово, Ираке, Ливии, Сирии…
Последний правовой шанс
Поскольку Молдова парламентская республика, то определяющую роль в ее будущем играет выбор нового премьер-министра. Президент Тимофти ранее выдвинул свои требования к кандидату на этот пост: он должен соответствовать критериям неподкупности и быть проевропейски настроенным. На данный момент, наиболее вероятными претендентами на пост премьера эксперты считают Влада Плахотнюка, Юрия Лянкэ и Андрея Попова.
Плахотнюк якобы настаивает на своей кандидатуре и пытается продавить ее через «своих» депутатов в парламенте. Однако такой исход будет очевидным образом катастрофичен для Молдовы, как в политическом, так и в правовом смысле. Плахотнюк вызывает явную неприязнь в Европе (доказательство чему недвусмысленные высказывания в его адрес на последней сессии Европарламента). Так же именно недовольство его персоной ведет к наиболее быстрому росту числа уличных манифестантов. Наконец, огромное число подозрений насчет чистоты его методов работы, а также его попыток коррупционным путем влиять на принятие нужных олигарху политических решений, в случае прихода его к власти грозит полным правовым коллапсом республики.
Более приемлемой кандидатурой для Тимофти и Запада эксперты считают Лянкэ.
Возможно, это и так в политическом ракурсе, но считать эту кандидатуру удовлетворительной правовом контексте никак невозможно. Лянкэ подозревается в причастности к скандалу вокруг банка БЕМ (через который предположительно выводил средства Филат), выводе почти 10 млрд леев (37,8 млрд рублей) из госрезервов и другим преступлениям.
Остается кандидатура Попова. «Он нравится Западу, его легко может выдвинуть и сам Тимофти, но у него своенравный, независимый характер. К тому же, это евроромантик, который не пойдет на сделку с совестью», - считает политолог Богдан Цырдя.
Именно о кандидатуре Попова говорил 30 декабря прошлого года (за несколько дней до начала массовых протестов) и лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, не найдя в ней ничего негативного.
Версию о выдвижении Попова подтверждает и неожиданный отзыв посла. По требованию президента Молдавии правительство республики своим постановлением должно утвердить отзыв посла при ОБСЕ. Действующий министр иностранных дел Молдавии Наталья Герман проинформировала действующего премьер-министра Георгия Брегу, что постановление об отзыве Андрея Попова должно быть представлено к утверждению на заседании правительства 13 января.
Впрочем, внутренняя политика Молдовы нас интересует гораздо меньше, чем возвращение хороших отношений в рамках правового поля с бывшими соседями по Союзу и Содружеству. А для этой роли дипломаты во главе правительства – это один из лучших вариантов, «так как люди, обладающие навыками проведения дипломатических переговоров, чаще всего являются гибкими и достаточно прагматичными политиками, которые готовы идти на компромиссы и находить решения сложных вопросов, и которые выступают за гармонизацию политической ситуации», - отмечал не так давно на встрече с Поповым премьер-министр России Дмитрий Медведев. К слову, именно тогда Медведев говорил, что для России важно, чтобы Молдову представляли предсказуемые, вменяемые партнеры.
Сила нейтралитета
В ближайшие дни, возможно, у нас появится возможность наглядно наблюдать преимущества выбора правового пути развития близкой нам страны, либо же в очередной раз наглядно изучать катастрофические недостатки победы коррупционных механизмов.
Выбор кандидатуры Попова для нас может представлять особый интерес в связи с тем, что его политика способна представить новый путь интеграции с Европой. Это стратегия принципиального нейтралитета. Ее суть: проявлять интерес к европейским инициативам, искать обоюдовыгодные точки интеграции, но не забывая при этом про восточных партнеров, не отодвигая Россию на второй план. Если эти принципы удастся реализовать на практике, то эксперты считают, что при Попове Молдова вполне может превратиться в «маленький Китай».
«Мы, в Кишиневе, должны раскрепоститься и понять, что не должны произносить в полголоса, как бы стесняясь, слово «нейтралитет». В Европе существуют много стран с признанными статусами нейтралитета или неприсоединения. Напротив, должно быть сделано все возможное, чтобы создать из концепции постоянного нейтралитета Республики Молдова работающую и эффективную политику. Для этой цели мы активно ведем консультации с нейтральными и неприсоединившимися государствами, членами Европейского Союза - Швецией, Финляндией, Ирландией, Австрией, а также и Швейцарией (не являющейся членом ЕС) - и которые продемонстрировали две вещи: с одной стороны, статус нейтрального государства не противоречит никоим образом цели активно содействовать продвижению стабильности и безопасности… Можно интегрироваться в Европейский Союз без присоединения к НАТО!» - высказывал недавно свою позицию Попов в интервью «Радио Свободная Европа».
В контексте подобного проевропейского посыла Попова, с которым диссонируют агрессивные высказывания румынских политиков о Молдове, исключительно интересно выглядит озвученная в прессе версия о причинах решения об отзыве посла. Якобы оно было принято по «настоятельной просьбе румынских властей», посчитавших, что посол Молдовы в Вене является экспонентом антирумынской риторики.
Вероятно, под «антирумынской риторикой» подразумевается твердая позиция Попова по больному для Бухареста вопросу. Это свое стойкое убеждение он, в частности, озвучивал в эфире «Эхо Москвы»: «Давайте поговорим о молдово-румынских отношениях. Очень важная тема. Я в течение двух дней общения с российскими коллегами и с друзьями, одноклассниками, которые в Москве, понял, что необходимо здесь расставить точки над «и» и точно знать, что Молдова – это не Румыния».
Если президент Молдовы считает такие высказывания недопустимыми, тогда возникает вопрос в перспективах существования страны под его руководством. А нам, видимо, стоит готовиться к новому потоку беженцев.