Швейцарская компания Ameropa AG — акционер «Тольяттиазота» (ТоАЗ) — в свете затяжного конфликта с «Уралхимом» напоминает о взятых на себя Москвой обязательствах по защите интересов иностранных инвесторов и готова обратиться за помощью в международный арбитраж.


Претензии швейцарцев связаны с ситуацией вокруг предприятия «Тольяттиазот», инвесторами которого они являются и которое находится на грани поглощения «Уралхимом». Юристы, знакомые с ситуацией, утверждают, что происходящее между двумя указанными российскими компаниями имеет признаки рейдерского захвата.

По словам Беат Рупрехта, одного из сотрудников Ameropa, также являющегося фигурантом дела «Тольяттиазота», еще в начале этого конфликта владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин публично заявил, что ТоАЗ до конца года будет входить в состав его компании. Далее «Уралхим» инициировал уголовное разбирательство, которое, как отмечают юристы, представляющие «Тольяттиазот», идет с многочисленными нарушениями с самого момента подачи заявления. Как следует из его текста, была похищена продукция, принадлежавшая «Тольяттиазоту». То есть ущерб якобы причинен именно ТоАЗу, который признан потерпевшим. Однако от руководства «Тольяттиазота», по словам юристов, подобного заявления не поступало и, более того, после начала следствия администрация предприятия направила письмо, где сообщалось, что никакого ущерба компании причинено не было. Тем не менее следователи возбудили дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), по которой дело можно возбудить только при наличии заявления потерпевшего.

По логике обвинения в «Тольяттиазоте» была группа лиц, которая воровала продукцию своего предприятия, продавая аммиак и карбамид по заниженным ценам дочке компании Ameropa AG и аффилированным с ней структурам, а потом полученные деньги они якобы делили где-то за границей. Однако в качестве размера ущерба заявлена полная стоимость проданной продукции, определенная экспертами «Уралхима». Таким образом, получается, что вся отгруженная продукция была украдена, хотя, как отмечают юристы ТоАЗ, она была официально продана, и за нее получены деньги.

Эксперты «Уралхима» заявили, что цена поставок была сильно занижена. С этой точки зрения можно предположить, что присвоена разница между отпускной ценой и реальной стоимостью. Однако по информации обвинения украдена вся сумма, указанная в контрактах. Причем обвинение опирается на экспертное заключение, подготовленное Институтом законодательства и сравнительного правоведения и подписанное юристом, который был одним из экспертов.

Но у Ameropa AG есть альтернативное экспертное заключение, которое расходится с заключением Института законодательства. И, на чем акцентируют внимание юристы швейцарцев, следствие по какой-то причине проигнорировало альтернативный документ.

По словам тех же юристов, обвинительное заключение, которое им было передано в электронном виде, якобы подготовлено на компьютере «Уралхима»: это отображалось в свойствах документа. На этом основании защита заявляла отвод прокурору, но результатов это не дало.

На этом странности, по словам юристов, не заканчиваются. Так, в рамках данного уголовного дела были сделаны запросы об экстрадиции некоторых его фигурантов, в том числе бывшего генерального директора «Тольяттиазота» Евгения Королева, который находился в Великобритании. Британский суд отказал в экстрадиции, сославшись на то, что у дела слабая доказательственная база, следствие тесно связано с заявителем по делу, а сам заявитель Дмитрий Мазепин пытается всеми доступными ему средствами запугать мажоритарных акционеров компании и заставить их отказаться от своих акций.

Далее юристы обращают внимание на то обстоятельство, что в розыск через Интерпол были объявлены фигуранты дела, которые никогда не скрывались от следствия. Это граждане Швейцарии: один из владельцев компании Ameropa AG Андреас Циви, а также член совета директоров Беат Рупрехт. С российскими следственными органами они общались через адвоката Олега Ткаченко, который в том числе представил следствию информацию относительно места проживания Циви и Рупрехта.

Арест имущества «Тольяттиазота» в качестве обеспечительной меры также вызывает у юристов предприятия вопросы, поскольку по постановлению суда «Тольяттиазот» в данном деле является потерпевшим. Другим потерпевшим значится «Уралхим». И, если верить юристам, получается, что один потерпевший подал в суд на другого потерпевшего, при этом у первого потерпевшего арестовано его же имущество в обеспечение возмещения ущерба, якобы причиненного ему и второму потерпевшему.

Все обвинение в данном деле строится на показаниях трех «секретных» свидетелей, которые подтверждают факт сговора, отмечают юристы. По их словам, никаких других доказательств, в том числе подтверждающих передачу обвиняемым денег, якобы полученных от перепродажи продукции, в деле нет — есть только свидетели, личности которых держатся в тайне, но они якобы заявляют: мы точно знаем, что виновные были в сговоре и договорились делить деньги, получаемые на разнице стоимости. Допрос этих свидетелей проходил по аудиосвязи, и все вопросы об источниках и доказательствах остались без ответа.

Ранее «Тольяттиазот» прошел все судебные инстанции по ряду дел, связанных с доначислением налогов из-за некорректного ценообразования. В итоге все налоги и штрафы были выплачены, обязательства перед бюджетом выполнены, и вопросов к предприятию быть не должно, поясняют юристы, отмечая, что в рамках нынешнего уголовного дела, возбужденного по инициативе «Уралхима», фигурируют уже другие суммы — не просто разница между «рыночной» ценой и той, по которой продавал свою продукцию «Тольяттиазот», а вся «рыночная» стоимость контрактов почти в 3 миллиарда долларов.

Возможно, продолжают юристы, ценовая разница могла быть выплачена в качестве возмещения ущерба в случае, если суд подтвердил бы обоснованность претензий «Уралхима», но выплата всей стоимости продукции является абсурдной и неподъемной, и в результате может повлечь за собой потерю всей компании. Адвокаты акционеров в связи с этим полагают, что собственники «Уралхима» пытаются получить «Тольяттиазот» за бесценок.

Представители компании Ameropa AG выражают удивление, что в настоящее время в России вообще оказалась возможна столь тупиковая ситуация. Они апеллируют к многочисленным высказываниям президента о том, что правоохранительные органы не должны занимать одну из сторон спора, а в данном деле очевидно прослеживается лоббирование интересов только одной стороны, что нарушает не только права фигурантов дела, но и основные принципы, провозглашаемые властями РФ.

Сейчас иностранные акционеры российской компании настаивают на том, что впору говорить об экспроприации, поскольку неправомерно арестованы и все акции, и дивиденды, которые были начислены, и данный факт является нарушением двухстороннего соглашения между СССР и Швейцарией от 1990 года. В документе говорится, что Советский союз, правопреемником которого сейчас является РФ, обязуется обеспечивать защиту инвестиций швейцарских компаний.

В 2017 году компания Ameropa AG направила доарбитражное уведомление Российской Федерации, которая назначила представлять свои интересы международную юридическую фирму Hogan Lovells. Компанию AmeropaAG в инвестиционном арбитраже представляет швейцарская юридическая фирма Lenz & Staehelin. Адвокаты двух сторон встречались в Лондоне. Юристы Lenz & Staehelin рассказали коллегам из Hogan Lovells, что не понимают, что происходит с российским делом, прояснили свою позицию и предложили договориться о том, на какой нейтральной площадке будет рассматриваться данное дело. В ответ юристы Hogan Lovells сообщили, что им необходимо посоветоваться со своим клиентом.

С тех пор, утверждают адвокаты, ничего не изменилось, за исключением того, что Lenz & Staehelin получил от Hogan Lovells уведомление, в котором говорится, что у юрфирмы по-прежнему нет никаких инструкций от клиента по дальнейшему ведению дела.

В связи с этим Ameropa AG, по словам Циви, официально обратилась в Правительство РФ с письмом, в котором напомнила российским властям о том, что Россия является стороной соглашения по защите инвестиций, и предложила на выбор любой международный арбитражный суд — в Париже, Лондоне, Вашингтоне, Сингапуре — для рассмотрения всех спорных вопросов.

По мнению адвокатов Ameropa AG, в случае если ответа на данное обращение не последует, это будет служить подтверждением несостоятельности экономических гарантий, которые российская сторона дает иностранным инвесторам. Напоминая о различных российско-швейцарских форумах, где представители российского правительства и видные экономисты призывают швейцарцев инвестировать в Россию, убеждая, что они получат полную правовую защиту своих интересов, швейцарские акционеры обращают внимание на то, что грубое нарушение таких обещаний и в целом прав иностранных инвесторов подрывает авторитет России на международном экономическом пространстве.