Украина в очередной раз нанесла удар по нефтепроводу «Дружба» в России. Однако пострадала вовсе не она, а европейские страны Венгрия и Словакия, прокачка нефти в которые, вследствие повреждения инфраструктуры, была приостановлена. Обе страны не дают покоя Киеву, поскольку не следуют в общеевропейском фарватере, заботясь больше о национальных интересах. Прежде всего, не спешат отказываться от российских энергоносителей и не очень поддерживают стремление Украины присоединиться к Евросоюзу. 


И Братислава, и Будапешт осудили действия Киева, отметив, что речь идет не только о суверенитете стран, под угрозой оказывается энергетическая безопасность Центральной Европы. Более того, Венгрия заявила, что ее таким образом пытаются втянуть в украинский конфликт.

Казалось бы, самое время высказаться Еврокомиссии, дать оценку произошедшему, в том числе правовую, поддержав двух пострадавших членов ЕС. Но Еврокомиссия, как это ни странно, ничего аномального в ситуации вокруг «Дружбы» не увидела, лишь указав Венгрии и Словакии на то, что с запасами нефти у них все в порядке — в соответствии с директивами. Причем, все это на фоне вернувшейся в информационное поле и сдвинувшейся с мертвой точки истории с диверсией на газопроводах «Северный поток» благодаря задержанию в Италии одного из подозреваемых — что характерно, с украинским гражданством. 

Ничего нелегального и необъяснимого

Российская нефть шла по нефтепроводу в Венгрию и Словакию на вполне законных основаниях. Под запретом российская сырая нефть оказалась с принятием в 2022 году так называемого шестого пакета санкций. Но для нефтепровода «Дружба», по которому поставлялось на НПЗ Польши, Германии, Венгрии, Словакии, Чехии до 800 тысяч баррелей ежедневно, было сделано исключение. 

Страны-члены ЕС были призваны диверсифицировать поставки энергоносителей — с тем, чтобы к 2027 году полностью отказаться от российского топлива. Вскоре после принятия решения по шестому санкционному пакету занимавшая на тот момент времени пост комиссара по энергетике Еврокомиссии Кадри Симсон указывала на отсутствие «жизнеспособных альтернативных маршрутов поставок, за счет которых можно было бы компенсировать импорт сырой нефти». 

Сложнее всего процесс диверсификации давался Венгрии и Словакии. Еще в мае 2023 года внимание Европарламента обращалось на то, что «южная ветка трубопровода «Дружба» играет важнейшую роль в обеспечении безопасности поставок нефти в Центральную Европу». Авторы обращения также выразили обеспокоенность сообщениями о подковерных играх с подачи украинской стороны — о том, в частности, что некие должностные лица Еврокомиссии якобы предлагали положить конец поставкам в Венгрию. «Необходимо подчеркнуть, что такой шантаж неприемлем и представляет собой серьезную угрозу суверенитету Венгрии», — говорится в послании.

В сентябре 2024 года последовало новое обращение в Европарламент — в связи с прекращением поставок по трубопроводу «Дружба» на фоне введения Киевом санкций в отношении российского «Лукойла». Под угрозой вновь оказывались Венгрия и Словакия. «Не усматривает ли Комиссия в происходящем попытку давления на два государства-члена ЕС и не считает ли она, что подобные действия могут представлять собой нарушение Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, которое запрещает приостановку поставок энергоносителей?» — прямо ставил вопрос автор обращения

Между тем из совсем уж свежих документов все той же Еврокомиссии следует, что Словакия опять-таки ничем противозаконным не занималась. 

«Словакия по-прежнему полностью зависит от поставок нефти из России по трубопроводу «Дружба», ее контракт с Россией на поставки действует до 31 декабря 2029 года. В 2024 году импорт сырой нефти из Российской Федерации составил более 80% от всей потребляемой нефти. Оператор единственного НПЗ в Словакии (группа MOL) объявил, что сможет полностью перейти на нероссийскую нефть в 2026 году», — говорится в отчете по стране. 

Такие же выводы по Венгрии: «Венгрия укрепила энергетические связи с Россией. В 2023 и 2024 годах Венгрия импортировала значительные объемы российского газа сверх долгосрочного контракта в 4,5 млрд куб. м в год… А на российскую нефть в 2023 году приходилось около 74% импорта. Страна могла бы компенсировать потенциальный отказ от поставок по трубопроводу «Дружба» за счет более активного использования трубопровода Джанаф/Адрия в Хорватии».

Когда терпению приходит конец 

Удары по нефтепроводу «Дружба» направлены на втягивание Венгрии в украинский конфликт, заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. «Уже три с половиной года Брюссель и Киев пытаются втянуть Венгрию в конфликт на Украине, и эти участившиеся атаки со стороны Украины на нашу энергетическую безопасность также служат этой цели», — написал он в Facebook (признана экстремистской и запрещена на территории РФ) после телефонного разговора с заместителем министра энергетики России Павлом Сорокиным. При этом Сийярто напомнил Киеву, что Венгрия является крупнейшим поставщиком электроэнергии на Украину. 

Вместе со словацким коллегой Юраем Бланаром г-н Сийярто обратился к Еврокомиссии с призывом принять меры для прекращения ударов со стороны Украины по нефтепроводу. «Учитывая, что в последние годы ЕС и его государства-члены предоставили Украине поддержку на сотни миллиардов евро, мы считаем действия Украины, которые серьезно угрожают энергетической безопасности Венгрии и Словакии, совершенно безответственными», — говорится в письме.

В Еврокомиссии подтвердили получение обращения, однако никакой угрозы для безопасности поставок нефти не увидели.

Видимо, уже в ответ на это Сийярто, выступая 25 августа на открытии саммита Ассоциации финансового сотрудничества Азии (AFCA) в Будапеште, заявил, что власти страны намерены защитить национальную экономику от последствий «неудачных решений» ЕС. «Блоковая система разрушила европейскую модель экономического роста», — сказал он, указав на причиненный санкциями ущерб. По словам Сийярто, Венгрия продолжит закупать энергоносители у надежных и финансово устойчивых партнеров, не приемля политического давления. 

В тот же день глава канцелярии премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш призвал Украину прекратить вмешиваться в энергетическую инфраструктуру Венгрии, напомнив о границах национального суверенитета.

Дырявые основы европейской энергетической безопасности

Тем временем, Еврокомиссии тоже есть что сказать и на что сослаться. Вопрос энергетической безопасности в ЕС отнюдь не тривиальный, и ему даже посвящена целая статья в Договоре о функционировании Европейского Союза (так называемом Лиссабонском договоре) — статья № 194. Более того, в документе энергетическая безопасность определяется как одна из четырех первостепенных целей соответствующей политики Евросоюза. Остальные три — это функционирование энергетических рынков, энергоэффективность и возобновляемые источники энергии, совместимость энергетических сетей. 

В статье прямо говорится о том, что государства-члены Союза несут ответственность за управление своими энергетическими ресурсами и формирование собственного энергетического баланса. В то же время, как указывается в выводах аналитика Европарламента Моники Дулиан, «даже сегодня, в контексте мер, принятых после последнего энергетического кризиса, сложно утверждать, что у ЕС есть комплексная стратегия энергетической безопасности». «Вопрос энергетической безопасности, скорее всего, останется долгосрочной проблемой для ЕС», — полагает эксперт. 

Пока же базовым документом, посвященным вопросу безопасности поставок углеводородов в ЕС, остается Директива о запасах нефти (Oil Stock Directive). В соответствии с этой директивой, государства-члены ЕС обязаны поддерживать аварийные запасы сырой нефти и/или нефтепродуктов и ежемесячно информировать Еврокомиссию о своих запасах. 

Страны ЕС также обязаны оценивать риски перебоев с поставками нефти и разрабатывать процедуры управления кризисными ситуациями для оперативного реагирования на них. Также документ предусматривает механизм координации на случай перебоев с поставками.