Организация Объединенных Наций (ООН) была создана в свое время для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития взаимодействия между странами. Но не все оказалось гладко в этом королевстве. Неспроста стали звучать идеи о реформировании ООН. Для России 2025 год в этой организации был противоречивым: с одной стороны, были события с большим знаком плюс, с другой, наша страна сталкивалась с неоднозначными решениями, предвзятым отношением.
Борьба с героизацией нацизма
В самом начале весны 2025 года Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций на своей 79-й сессии консенсусом приняла резолюцию «Восьмидесятая годовщина окончания Второй мировой войны». Важно то, что документ был предложен Российской Федерацией, а в поддержку выступили Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Сербия, Таджикистан и Узбекистан.
Примечательно, что резолюция была одобрена, невзирая на попытки некоторых стран, таких как Польша, Канада, Литва и Украина, политизировать данный вопрос. Что неудивительно: эти государства не раз показывали свое негативное отношение к осуждению фашизма и почитанию памяти его жертв на площадке ООН. В случае с резолюцией они снова попытались протолкнуть свою позицию.
«Главное в том, что резолюция принята. В соответствии с ее положениями в этом году и далее каждые пять лет Генеральная Ассамблея ООН будет проводить торжественные заседания, чтобы отдать дань уважения нашим предкам, которые нанесли поражение нацизму, фашизму и японскому милитаризму, чтобы вспомнить о тех, кто отдал жизнь в этой борьбе, и тех, кто погиб, став жертвой бесчеловечных преступлений», — заявили в марте в Постоянном представительстве России при Организации Объединенных Наций.
Другим важным шагом в борьбе за сохранение исторической памяти и против фашизма в 2025 году стало принятие еще одной резолюции, инициированной Россией, — о борьбе с героизацией нацизма. Зимой Министерство иностранных дел РФ сообщило: «15 декабря в Нью-Йорке на пленарном заседании 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Российской Федерации была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
Соавторами документа выступили 44 страны. За его принятие проголосовало большинство — 119 государств, против высказалась 51 делегация, 10 воздержались. «Резолюция о борьбе с героизацией нацизма закладывает фундамент для борьбы с фальсификацией истории и попытками переписывания итогов Второй мировой войны на мировой арене. Она осуждает прославление нацистского движения и бывших членов организации СС», — заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.
При этом, однако, российская сторона выразила серьезную озабоченность в связи с продолжающейся в отдельных государствах борьбой с памятниками борцам с нацизмом и фашизмом и воинам-освободителям, которая в последнее время «приобрела характер государственной политики», а также глубокое возмущение в связи с попытками отдельных государств запретить символы, которые ассоциируются с победой над нацизмом. В резолюции особо подчеркивается, что подобные действия оскверняют память жертв фашизма, негативно влияют на подрастающее поколение и являются совершенно несовместимыми с обязательствами государств-членов ООН по Уставу Организации.
В то же время результаты голосования показали, что мировое большинство солидарно с российскими подходами к проблематике борьбы с героизацией нацизма. «Это особенно символично в год празднования 80-летия Победы над нацизмом во Второй мировой войне, учреждения Организации Объединенных Наций и создания Нюрнбергского трибунала. В Москве убеждены, что принятие данной тематической резолюции внесет существенный вклад в дело искоренения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», — подчеркнули в Министерстве иностранных дел РФ.
Конвенция по борьбе с киберпреступностью
В конце 2024 года Генеральная Ассамблея ООН консенсусом одобрила разработанную по инициативе Российской Федерации Конвенцию против киберпреступности — первый в истории универсальный международный договор в сфере информационной безопасности, подтвердивший «востребованность новых норм международного права для справедливого регулирования цифровой сферы в интересах всего мирового сообщества».
Документ предусматривает создание первого глобального механизма для сбора, обмена и использования электронных доказательств в отношении всех тяжких преступлений, устанавливает уголовную ответственность за киберзависимые преступления и создание первой в мире круглосуточной глобальной сети для оперативного сотрудничества между государствами. А в 2025 году знаменательным днем стало 25 октября, когда 65 государств, включая Россию, подписали Конвенцию во вьетнамском Ханое.
Много слов прозвучало в поддержку инициированного российской стороной договора. Так, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал его мощным правовым инструментом. «До сих пор в мире не было единой правовой базы для объединения наших усилий. Но после пяти лет сложных переговоров государства-члены приняли первый за более чем два десятилетия договор об уголовном правосудии. Конвенция ООН против киберпреступности — это мощный, юридически обязывающий инструмент, направленный на укрепление нашей коллективной защиты от киберпреступности», — сказал Гуттериш на церемонии подписания документа, охарактеризовав это событие как важную веху на пути к более безопасному цифровому миру.
Президент России Владимир Путин отметил, что Конвенция призвана противостоять одному из глобальных вызовов современности – противоправным действиям в цифровой сфере. «Россия открыта к самому тесному международному сотрудничеству в сфере борьбы с киберпреступностью. Искренне благодарю представителей всех стран, принявших участие в работе над Конвенцией», — говорилось в приветствии главы государства, которое огласил в Ханое генеральный прокурор РФ Александр Гуцан.
Пекин, в свою очередь, заявил, что принятие Конвенции ООН против киберпреступности отражает стремление международного сообщества противостоять глобальным рискам и вызовам. «Многолетняя работа над международным договором и выход на его подписание свидетельствует о победе верховенства права: договор заполняет пробел в правилах, регулирующих глобальное управление киберпространством, и имеет огромное значение для поддержания международной справедливости и законности», — следовало из официального заявления Китайской Народной Республики.
Россия против ИКАО в Суде ООН
Центральным элементом универсальной системы мирного разрешения правовых межгосударственных споров и наиболее значимым ориентиром в сфере правоприменительной практики считается Международный Суд ООН. И в конце сентября международная инстанция приняла к рассмотрению поданное Россией заявление о признании неправомерным вынесенного Советом Международной организации гражданской авиации («Совет ИКАО») решения по инициированному Австралией и Нидерландами делу о крушении в июле 2014 года в Донецкой области самолета «Малайзийских авиалиний».
Как неоднократно отмечала российская сторона, Совет ИКАО — к слову, являющейся специализированным учреждением ООН – принял решение без проведения должного международного расследования инцидента, на основании недостоверных результатов экспертизы и подтасованных данных, предоставленных заинтересованными в данном деле сторонами в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 2166.
Российская сторона в мае 2025 года отказалась признавать данное решение. В Министерстве иностранных дел заявили, что Москва «не признает результаты расследования, в котором не принимала полноценного участия и от которого с самого начала была отстранена». В середине сентября РФ обратилась в Суд ООН на основании статьи 84 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (Чикагская конвенция). В заявлении, текст которого опубликован на официальном сайте Международного суда ООН, Россия отмечает, что разбирательство в Совете ИКАО «касалось разногласий, связанных с толкованием и применением Чикагской конвенции в отношении авиационного инцидента с самолетом Боинг-777 «Малайзийских авиалиний» рейса MH17 («Рейс MH17»), произошедшего 17 июля 2014 года».
Австралия и Нидерланды утверждали в Совете ИКАО, что Москва якобы несет ответственность по Чикагской конвенции за сбитие лайнера зенитным ракетным комплексом «Бук». Российская же сторона настаивала, что позиция ответчиков не основывается на фактических обстоятельствах инцидента, поскольку опирается «на доказательства, которые являются предвзятыми, ненадежными, дискредитированными существенными техническими недостатками и явными фальсификациями, игнорируют доказательства, предоставленные Российской Федерацией, и, по признанию Совета ИКАО, во многих отношениях являются косвенными». Соответственно, Россия потребовала от Суда ООН признать решение Совета ИКАО недействительным и не имеющим юридической силы.
Россия против Украины в деле о геноциде
Еще одним позитивным и значимым моментом для России стало принятие Международным Судом ООН к рассмотрению встречных обвинений против Украины по делу о геноциде.
«Все возражения Киева о якобы недопустимости российских требований полностью отклонены, претензии Российской Федерации приняты к рассмотрению Судом в полном объеме. Принятое 5 декабря решение Международного Суда ООН в Гааге стало логичным развитием бесплодных попыток Украины привлечь Россию к ответственности за начало специальной военной операции», — заявили в МИД РФ, добавив, что сохранение непредвзятости и объективности органов международного правосудия является критическим условием выполнения принципа мирного разрешения международных споров.
Напомним, что Россия направила в международный суд контрмеморандум по вопросу нарушения Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него еще 18 ноября 2024 года. Украинская сторона впоследствии выступила против приемлемости встречных заявлений.
Примечательно, что данное разбирательство было инициировано Украиной, подавшей в феврале 2022 года заявление в отношении «спора... относительно толкования, применения и выполнения Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». Киев, помимо прочего, обвинял Москву в представлении ложной информации об актах геноцида в Луганской и Донецкой областях. И на этом основании, по утверждению украинской стороны, РФ признала Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику, «а затем объявила и осуществила специальную военную операцию». Вместе с тем Киев «категорически отрицает» наличие актов геноцида и утверждает, что обратился в суд «для установления того, что у России нет законных оснований для принятия мер на Украине и против Украины с целью предотвращения и наказания любого предполагаемого акта геноцида».
Предвзятость и противоречие Уставу ООН
В вереницу событий со знаком плюс в 2025 году все же попала ложка дегтя. В случае с Организацией Объединенных Наций — это игнорирование ею своего же Устава и нарушение его положений, а также предвзятость к России по ряду вопросов.
Так, например, неоднократно обращалось внимание на избирательное отношение к Уставу ООН в контексте вопросов по Украине. В частности, в апреле официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова заявила о нарушении Антонио Гутерришем учредительного документа Организации при покрывательстве Киева в его пренебрежении уставными принципами самоопределения народов и соблюдения прав человека.
Осенью уже глава МИД России Сергей Лавров указал на очередной факт выгораживания Киева Организацией Объединенных Наций и непосредственно Управлением Верховного комиссара по правам человека. Говоря о провокации в Буче, произошедшей в апреле 2022 года, глава МИД РФ напомнил: «Я многократно обращался к Гутерришу, мы написали официальное письмо Верховному комиссару ООН по правам человека с просьбой помочь в получении данных о том, как идет расследование эпизода. Несколько официальных запросов были направлены господину Тюрку, комиссару ООН по правам человека. Последний раз в сентябре 2024 года. Ответ получили лишь в июле нынешнего. Согласно этому ответу, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека проанализировало наш запрос и пришло к выводу, что соответствующие сведения не могут быть раскрыты, поскольку это нарушило бы обязательства по соблюдению конфиденциальности перед третьими лицами и могло бы поставить под угрозу безопасность деятельности ООН. Ясно одно: не хочет секретариат никоим образом выводить на чистую воду тех, кто устраивает инсценировки», — сказал Лавров.
Стоит отметить, что на пренебрежение Уставом ООН обращают внимание не только в России. В начале декабря официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Линь Цзянь указал на то, что вразрез с целями и принципами данного документа идут вводимые известными странами в отношении других односторонние принудительные меры. Рестрикции, по его словам, подрывают многосторонность и основы международного верховенства права, серьезно нарушают основные права человека на жизнь и развитие, а также препятствуют сотрудничеству в области глобального развития и реализации Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Примерно в то же время о незаконности односторонних санкций заявили и в Республике Беларусь. Выступая на неофициальном пленарном заседании по случаю Международного дня борьбы с односторонними принудительными мерами (4 декабря), первый секретарь Постпредства РБ при ООН Анна Грищенко подчеркнула: «Односторонние принудительные меры — незаконный и деструктивный инструмент, который активно и безнаказанно используется отдельными государствами-членами ООН в нарушение международного права».
Необходимость реформирования
В свете предвзятости ООН, нарушения ее Устава и незаконности односторонних мер более чем логичными выглядят предложения о необходимости реформирования Организации.
В июле 2025 года об этом высказались в БРИКС. На саммите в Бразилии представители стран объединения приняли декларацию, в которой, помимо прочего, подтверждается приверженность многосторонности и соблюдению международного права и Устава Организации Объединенных Наций (ООН) в качестве его неотъемлемого основополагающего элемента и поддержка всеобъемлющей реформы ООН, в том числе Совета Безопасности, в целях повышения ее демократичности, представительности, эффективности и действенности.
Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя на заседании Генеральной Ассамблеи в ноябре отметил: «Реформирование Совета Безопасности является недостающим элементом «пазла» новой глобальной многополярной картины мира, основанной на справедливом международном сотрудничестве и суверенном равенстве государств».
В середине декабря президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании прошедшего в Ашхабаде Международного форума «Мир и доверие: единство целей в интересах устойчивого будущего», акцентировал внимание на размывании принципов международного права, снижении авторитета и эффективности международных институтов, прежде всего ООН. По его словам, все это требует реформы Организации. «Казахстан выступает за реформу ООН, включая расширение состава Совета Безопасности и укрепление роли Генеральной Ассамблеи», — подчеркнул казахстанский лидер.



