Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ


Конституционный суд (КС) РФ постановил, что стоимость товаров, ввозимых на территорию России, должна определяться по цене их приобретения. До сего дня таможенники имели право провести экспертизу товаров на основании российских рыночных цен, что могло обернуться для туристов крупными штрафами и даже уголовным преследованием. Запрет на изымание лишних средств с туристов на таможне может существенно осложнить жизнь большинства любителей зарубежного шоппинга.

КС РФ признал неконституционными положения части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также часть первую статьи 188 Уголовного кодекса РФ. Теперь нарушители таможенных правил обязаны расплатиться лишь за ту часть багажа, стоимость которого превышает разрешенную для беспошлинного ввоза с учетом фактической цены покупки в стране приобретения.

Туристам позволено лукавить

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ объясняла рациональность действовавших до решения КС правил потребностью дифференцированного подхода к правонарушителям и законопослушным гражданам. Заполнившие декларацию туристы "поощрялись" лояльным таможенным контролем, оценивающим товар по чекам, в то же время таможенники считали необходимым "наказать" нарушителей правил "зеленого коридора", переведя стоимость купленных ими товаров на российские цены.

Заметим, что экспертиза, которую проводят таможенники для определения цены товара, вряд ли может быть объективной, поскольку в разных регионах и даже соседствующих магазинах стоимость идентичного товара может различаться в разы. Эксперты отмечают, что в российской практике экспертиза готова показать любую устраивающую таможню цену, поскольку не существует какой-либо обширной базы, на которую она может опираться.

Кроме того, ФТС полагала целесообразным для расследования нарушений таможенного декларирования товаров ввести "специальный порядок исчисления сроков давности" по аналогии с нормами Налогового кодекса и Конвенции ООН против транснациональной преступности.
Однако судьи КС посчитали несправедливым, что декларация товара проводится по одним правилам, а стоимость товара, после привлечения гражданина к ответственности, рассчитывается по другим.

"Граждане не должны и не могут знать, по какой цене тот или иной товар продается в России, но, поскольку правоохранительные органы исходят не из его фактической стоимости в стране приобретения, граждане лишаются возможности предвидеть правовые последствия своих действий", — постановили в КС.

Асимметричный ответ

Впрочем, российским туристам рано радоваться здравому решению суда. Постановление КС, естественно, не содержит прямого указания на порядок применения закона. Нигде не прописаны права официальных властей на строго определенные действия, так же как и их ответственность в случае нарушения прав гражданина, не говоря уже о порядке обжалования, возмещении ущерба...

Иными словами, пока решение КС не приобретет значимость акта прямого действия, вряд ли кто-нибудь сможет помешать таможенникам игнорировать его или саботировать путем искажения смысла содержащихся в решении норм. 

Нельзя недооценивать тот факт, что принятое КС решение непосредственно бьет по материальным интересам чиновников. Доля таможенных платежей в бюджете России одна из самых больших в мире: сообщается, что в 2009 году на таможню приходилось 48% доходов государства.
Как показывает российская практика, когда решение КС вступает в конфликт с интересами определенных групп власть имущих, закон попросту игнорируется, либо искажается до неузнаваемости.

Именно эту проблему в феврале прошлого года обсуждали президент РФ Дмитрий Медведев с председателем КС Валерием Зорькиным. Глава государства тогда отметил, что исполнение решений КС в практике других судебных органов и исполнительной власти является "одним из наиболее сложных и важных", выразив сожаление в связи с тем, что "далеко не всегда эти решения исполняются так быстро и в таком объеме, как это вытекает из самого решения". С этим согласился Валерий Зорькин, который заметил, что, "если решения не исполняются, это означает, что практически нет правосудия".

Несмотря на внимание верховных властей, эксперты и юристы отмечают, что кардинально ситуация с тех пор не изменилась. Наиболее наглядный пример – признание неконституционным института прописки. На это решение КС власти различных регионов ответили введением административно-ограничительного института регистрации, а исполнители – новым приемом для вымогательства.

Вот и сейчас, вряд ли кто сможет запретить таможенникам "компенсировать" возможность назначать любую цену за ввозимый товар волокитой по его проверке. Нигде не указано какие именно документы необходимы для доказательства цены. Даже наличие чека не гарантирует туристу спокойную жизнь: таможенник вполне может заподозрить его в подлоге или сговоре с продавцом.

При этом совершенно непонятно, как будут оцениваться сувениры, купленные с рук или одежда, приобретенная на показах мод. Ни в том, ни в другом случае, получить какие-либо документы у продавца не получится. Кроме того, коррумпированные таможенники могут намеренно затягивать проверку, проверять подлинность документов и множеством иных способов испытывать терпение туристов, шантажируя их таким образом на взятку.

Охота на модников

Другой опасностью, подстерегающей российских любителей шоппинга в Европе, и которую, вполне вероятно, вскоре возьмут на вооружение российские таможенники – борьба с контрафактной импортной продукцией. Соответствующий общеевропейский план был одобрен в марте 2009 года на уровне Евросоюза.

Теперь наказанию подлежат не только продавцы и изготовители поддельных товаров модных брэндов, но и покупатели. Если полицейский обнаружит, что на туристе надета фальшивка, гражданину любой страны грозит штраф в размере двойной стоимости подделанной вещи (причем счет ведется от цены оригинала). Рецидив грозит и вовсе уголовной ответственностью.

Единственным неопровержимым доказательством подлинности брэндовой вещи часто может служить лишь чек, который российским туристам теперь нужно держать при себе как паспорт.

Если обратить внимание как активно заимствуют зарубежный опыт российские борцы с контрафактом в Интернете, не сложно предположить, что вскоре будут приняты аналогичные законы и для китайских "версаче" и цыганского "диор". В этом случае помешать таможенникам установить свои правила игры, скорее всего, сможет только непосредственная законодательная инициатива президента.

Пираты в долгу перед таможней

Эксперты отмечают, что для российской таможни фискальная функция намного важнее всех остальных. Это приводит к нарушениям правил, законов и прав человека. Отсутствие закона прямого действия, регулирующего действия таможенников, препятствует развитию цивилизованного рынка в России. Наиболее остро проблема стоит в Интернет-торговле.

Россияне, покупающие товары в зарубежных Интернет-магазинах, вынуждены ждать свои покупки месяцами не только из-за устаревшей почтовой инфраструктуры, но и по причине чрезмерных проверок на таможне.

По российским таможенным правилам, специальные процедуры не требуются только для посылок, адресованных физическим лицам, если они предназначены для личного пользования и их стоимость не превышает 5 тысяч рублей. Для посылок стоимостью более 10 тысяч рублей нужно платить налоги и пошлины.

Таможенники жалуются, что участились случаи недостоверного декларирования того, что отправляется в посылках. Они объясняют усиление своих действий тем, что в последнее время стоимость многих товаров занижается, а под видом частных посылок нередко пересылаются коммерческие грузы для последующей перепродажи.

Возможно это и так. Однако тщательная проверка таможенниками товаров, купленных во всемирно известных Интернет-магазинах (качество и законность продукции которых подтверждены международными документами), может длиться 48 часов. В результате магазины вынуждены платить неустойку, товар теряет актуальность, а часто и вовсе теряется. Как следствие, зарубежные компании стараются избегать заказов из России, а наши сограждане лишаются возможности покупать оригинальный товар из-за рубежа, после чего им не остается ничего иного как приобретать контрафакт (в частности, излишние таможенные преграды по пути дисков, купленных на Интернет-аукционах и магазинах, направляют на торрент-сайты даже законопослушных граждан).