МОСКВА, 4 мая - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Высший арбитражный суд (ВАС) РФ предлагает бороться с перегрузкой судей увеличением платы за подачу жалоб на решения нижестоящих судов, повышением роли помощников судей и введением в законодательство научно обоснованной нормы служебной нагрузки, следует из текста нового законопроекта, опубликованного на сайте высшего арбитража.
Первый законопроект, разработанный ВАС и также призванный уменьшить нагрузку на судей, - о расширении перечня арбитражных дел, которые подлежат рассмотрению по упрощенной процедуре, - был в апреле внесен в Госдуму. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов поручил президент РФ Дмитрий Медведев в ходе своего визита в ВАС в ноябре 2010 года.
Второй законопроект предполагает внесение изменений в девять нормативно-правовых актов, в том числе в федеральные законы, связанные с функционированием судебной системы, Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Он будет рассмотрен 12 мая на заседании Президиума высшего арбитража.
Надбавка за перегрузку
Разработчики нового законопроекта предлагают несколько групп нововведений. Первая из них касается вопроса оплаты труда судей и сотрудников аппарата суда, работающих с перегрузкой.
"Судьям, работающим с превышением норм служебной нагрузки, утвержденных Советом судей Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка за работу с превышением норм служебной нагрузки из расчета 1% должностного оклада за каждые 5% превышения норм служебной нагрузки", - говорится в проекте.
Компенсация за переработку предлагается и для помощников судей и других специалистов судов - в размере от 20% до 100% должностного оклада.
При этом научно обоснованные нормы служебной нагрузки (это понятие вводится в законодательство впервые) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов должен устанавливать Совет судей РФ по представлениям председателя Верховного суда РФ и председателя Высшего арбитражного суда РФ.
Председатель ВАС РФ Антон Иванов неоднократно заявлял, что по научным нормам судья должен рассматривать порядка 16 дел в месяц. В соответствии с данными статистического отчета по итогам работы российской арбитражной системы в 2010 году, в среднем по системе нагрузка составила 52 дела на судью, а в арбитражах Москвы и ряда регионов судьи рассматривали по 100 дел в месяц.
Любишь судиться - люби и пошлину платить
Другая группа поправок имеет целью уменьшить число обращений в суд за счет увеличения госпошлины, взимаемой при подаче заявления в суд.
Так, при подаче заявления о признании ненормативного правового акта о взыскании налогов, сборов, пошлин, страховых взносов, таможенных платежей, а также недоимок, пеней и штрафов по ним недействительным, предлагается прогрессивная шкала госпошлины в зависимости от размера оспариваемых заявителем требований.
При этом максимальная пошлина может достигать 200 тысяч рублей, в то время как сейчас пошлина по таким категориям дел не превышает двух тысяч рублей.
Кроме того, предлагается ввести прогрессивную шкалу для пошлины при обращении в каждую вышестоящую инстанцию - от 150% размера пошлины, подлежащей уплате при подаче иска в суд первой инстанции, при подаче апелляционной жалобы до 200% (вариант - 250%) при подаче надзорной жалобы в ВАС РФ.
Возвышение помощника
Еще одну группу новаций составили поправки в АПК. Часть из них касается норм о договорной подсудности.
"Условие о том, что все споры подлежат рассмотрению в определенном арбитражном суде, не может содержаться в формулярах или иных стандартных формах, которые могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения)", - говорится в проекте. Примером договора присоединения может служить кредитный договор, который банк предлагает заключить разным заемщикам на типовых условиях.
Другая часть поправок предлагает расширить полномочия помощников судей. Им могут быть переданы, в частности, функции по проведению собеседования представителей сторон.
Помощник, по задумке авторов проекта, будет разъяснять сторонам их права и обязанности, определять по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания, разъяснять сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей и так далее.
Высвобождению судей будут служить и изменения, вносимые в порядок рассмотрения апелляционных жалоб: предлагается часть дел разрешить рассматривать судьям единолично, а не коллегией из трех судей, как в настоящее время. По мнению авторов проекта, судьи могут в одиночку рассматривать, например, жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции.
Кроме того, судьям предлагается дать право устанавливать временные пределы выступления лиц, участвующих в деле.
Эксперимент с судебным запросом
Отдельная статья законопроекта посвящена институту судебного запроса. Разработчики предлагают в порядке эксперимента в течение трех лет предоставить право судьям арбитражных судов обращаться с судебными запросами в ВАС РФ.
"Если по делу, находящемуся в производстве арбитражного суда, до окончания рассмотрения дела по существу судья, рассматривающий дело единолично, или коллегия судей придет к выводу об отсутствии определенности в применении или толковании нормы права в связи с принятием нового закона либо об отсутствии определенности в содержании подлежащей применению в рассматриваемом деле нормы права в связи с наличием различной судебной практики, судья, коллегия судей вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с судебным запросом", - говорится в проекте.
При этом Пленум ВАС РФ должен определить порядок проведения эксперимента, арбитражные суды, в которых он проводится, основания, порядок направления и рассмотрения судебных запросов.
Как уточняется в законопроекте, институт судебного запроса вводится в целях обеспечения единообразия судебной практики.
Комментарий ВАС
Заместитель руководителя аппарата ВАС РФ Андрей Егоров в числе наиболее принципиальных изменений, предлагаемых новым законопроектом, назвал повышение платы за обжалование решений нижестоящих инстанций, рост роли сотрудников аппарата судов в процессуальных вопросах и ограничение перечня дел, требующего рассмотрения апелляционной инстанцией в коллегиальном составе.
"Введение прогрессивной шкалы для пошлины при подаче заявлений об оспаривании ненормативных актов налоговых, таможенных и других административных органов, на мой взгляд, является текущим вопросом - просто закрывается обнаруженный пробел законодательства", - отметил Егоров.
По его словам, сейчас заявители вместо того, чтобы подавать иски о возврате излишне уплаченных налогов, активно пользуются возможностью продавать заявления об отмене ненормативных актов налоговых органов. По сути, заявляется имущественное требование, но пошлина уплачивается, как за неимущественное, - по фиксированной ставке.
Более важным, по мнению представителя ВАС РФ, является предложение повысить пошлину за обращение в вышестоящую инстанцию по сравнению с первоначальным иском. "Сейчас подход прямо противоположный – за жалобу в вышестоящую инстанцию взимается пошлина в размере 50% от суммы пошлины при обращении в суд первой инстанции", - сказал Егоров.
Он также добавил, что предлагаемые поправки, нацеленные на повышение роли помощников судьи, только первые шаги в данном направлении. "За рубежом полномочия у помощников судей очень широкие. Так, в Германии помощник судьи, который там называется консультантом, проводит даже собрание кредиторов при банкротстве", - отметил собеседник агентства.
В целом, по словам Егорова, ВАС РФ предлагает "точечную настройку" судебных механизмов, которая будет способствовать разгрузке судов.