Мария Гусарова, РАПСИ

 

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев, осужденные за хищение нефти и отмывание выручки, в пятницу, 10 июня были этапированы из СИЗО "Матросская тишина" к месту отбывания наказания, рассказали агентству РАПСИ адвокаты осужденных. Единственное, чего в настоящее время не знает никто, кроме сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ и, вероятно, самих предпринимателей - в какую из 753 колоний направили некогда самых богатых людей России.

Хамовнический суд Москвы в конце 2010 года приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег. С учетом приговора от 2005 года по первому делу, согласно которому они были осуждены на восемь лет лишения свободы, и проведенного в заключении времени срок их наказания истекает в 2017 году. Однако 24 мая Мосгорсуд смягчил наказание на один год, и теперь Ходорковский и Лебедев имеют все шансы выйти на свободу в 2016 году.

По информации защитников, их клиентов направили к месту отбывания наказания без предупреждения, не дав им ни попрощаться с семьей, на что они имеют законное право, ни поговорить с адвокатами, которых к ним просто не пустили.

Учитывая, что приговор по первому делу вступил в силу 22 сентября 2005 года, а о том, куда этапирован, в частности, экс-глава ЮКОСа стало известно из неофициальных источников лишь 20 октября, пункт назначения осужденных может не выясниться еще достаточно долго.

У нас есть еще здесь дела

Вместе с тем, у Ходорковского и Лебедева остались дела и в Москве - 27 мая они подали ходатайство об условно-досрочном освобождении, которое Преображенский суд возвратил из-за отсутствия некоторых документов. В настоящее время все бумаги вновь оказались в суде, но дата их рассмотрения еще не назначена - на это у суда есть еще порядка десяти дней.

Помимо этого, президиум Мосгорсуда назначил на 24 июня рассмотрение надзорной жалобы Лебедева, оспаривавшего одно из многочисленных продлений его ареста. По заверениям адвокатов, он просил о том, чтобы лично присутствовать на данном процессе. Однако, также со слов защиты, данное заявление "таинственно пропало по дороге".

Кроме того, в зависимости от того, будут ли экс-глава ЮКОСа и бывший глава МФО "Менатеп" согласны пребывать в изоляции от общества там, куда их направят, они смогут обжаловать решение ФСИН в Замоскворецком суде Москвы.

Не пустили

Во встрече с Ходорковским в пятницу было отказано его адвокату Денису Дятлеву - сотрудники СИЗО "Матросская тишина" сослались на подготовку к процедуре этапирования, сообщается на официальном сайте пресс-центра экс-главы ЮКОСа.

"Очевидно, что сделано все для недопущения рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении в Москве", - приводятся в сообщении слова адвоката Вадима Клювганта.

Он также сообщил РАПСИ, что защита и родственники экс-главы ЮКОСа, вопреки закону, не были уведомлены заранее о времени и месте его этапирования. "На данный момент я знаю, что адвокат не был допущен к Ходорковскому под предлогом того, что он готовится к этапированию, также не была допущена на свидание и его жена", - сказал Клювгант.

Защита сообщает, что супруга Михаила Ходорковского Инна дважды 8 и 10 июня 2011 подавала заявление на предоставление свидания, но оба раза получила отказ от администрации СИЗО.

В свою очередь адвокат Елена Липцер, пришедшая в пятницу на свидание со своим клиентом Лебедевым, рассказала РАПСИ, что она "два часа прождала его в кабинете, затем ей сказали спуститься, где сотрудники изолятора уведомили ее, что Лебедев в СИЗО больше не содержится". При этом адвокату не сообщили, где же теперь искать подзащитного.

Права и перспективы

Согласно статье 75 Уголовно-исправительного кодекса РФ не позднее десяти дней со дня получения администрацией СИЗО извещения о вступлении приговора суда в законную силу осужденный к лишению свободы направляется в колонию для отбывания наказания. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. После прибытия осужденного в колонию в течение десяти дней ФСИН уведомляет одного из родственников (по выбору осужденного), в каком исправительном учреждении тот находится.

Закон не обязывает СИЗО оставлять осужденных в изоляторе до разрешения вопроса об УДО.

По мнению адвокатов осужденных, Ходорковского и Лебедева могут этапировать в любую из 753 колоний общего режима России, в которых окажутся свободные места, в том числе нет никаких препятствий для направления экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" в колонию, где они уже отбывали наказание по приговору по первому делу - в Краснокаменск и Харп соответственно.

Оопять Чита и Заполярье?

До 2007 года УИК РФ предписывал этапирование осужденного в регион по месту жительства, либо близлежащий. Делалось это с целью лучшей адаптации заключенного и обеспечения возможности его посещения родственниками.

Эта норма, по мнению многих юристов, ущемляла права москвичей. Так как в российской столице нет колоний, их отправляли отбывать наказание туда, где были свободные места. Именно поэтому стала возможной отправка в 2005 году Ходорковского в колонию, расположенную в 550 километрах от Читы на окраине небольшого города Краснокаменск, а Лебедева - в поселок Харп Ямало-Ненецкого автономного округа - за Полярный круг.

Но в июле 2007 года в статью 73 УИК РФ (места отбывания наказания) были внесены изменения о порядке направления осужденных в колонии.

По оценке адвоката Лебедева Константина Ривкина, эти поправки лишь "развязали руки ФСИН РФ", поскольку теперь служба может направлять любого жителя России в любой регион страны, ссылаясь на отсутствие мест в колонии по месту его жительства.

Таким образом, единственным препятствием для отправки Ходорковского в тот же Краснокаменск может быть тот факт, что в ночь на 17 апреля в исправительной колонии выгорели все жилые корпуса, а также ряд хозяйственных и административных зданий и помещений, считает Ривкин. Пресс-секретарь Забайкальского УФСИН Оксана Кожемякина тогда сообщила, что из-за пожара часть заключенных пришлось перевести в другие исправительные учреждения.

Ходорковский, этапированный из Москвы в Краснокаменск 15 октября 2005 года, работал в колонии в швейном цехе учеником швеи-моториста. За время отбывания наказания экс-глава ЮКОСа дважды побывал в штрафном изоляторе за нарушение правил внутреннего распорядка - нахождение при нем неположенных документов и употребление пищи вне отведенного для этого места. Также Ходорковский получал выговоры, в том числе за оставление рабочего места. Эти административные взыскания, в том числе, послужили причиной отказа Ингодинского районного суда Читы в 2008 году в его условно-досрочном освобождении.

Общественность просила оставить в столице

Правозащитники обратились в пятницу к директору ФСИН РФ Александру Реймеру с просьбой проследить, чтобы Ходорковского и Лебедева не этапировали из Москвы, "а дали им возможность, как и положено по закону, непосредственно участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению их ходатайств".

Обращение подписали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев и председатель московской Общественной наблюдательной комиссии, член МХГ Валерий Борщев.

Копии обращения были направлены уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину и главе президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову.

Хамовнический суд Москвы 7 июня направил в следственный изолятор текст вступившего в законную силу приговора по второму делу Ходорковского, а также определение кассационной инстанции Мосгорсуда. На основании этих документов и состоялось этапирование.