Сто лет назад юридическая печать следила за громкими для того времени делами – о злоупотреблениях чиновников, нападениях, хулиганстве в храмах, мошенничестве с наследством, контрабанде, подделке документов. Обсуждался вопрос о необходимости реформы полиции а также о том, куда направлять деньги, конфискованные у взяточников. Мы продолжаем знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе февраль 1913 года.
4 февраля
МОСКВА. Военно-окружной суд по делу о злоупотреблениях на Ашитковской мельнице приговорил полковника Гаевского к пяти годам и капитана Белгородского к шести годам арестантских отделений, чиновника Соколовского к четырем месяцам тюрьмы, полковника Мерказина к 2 дням ареста на гаупвахте, нижнего чина Бондаря к 13 годам и 6 месяцам каторжных работ. Чиновник Валерии оправдан. ("Новое время", № 13255)
Подвиги хулиганов
Накануне в 9 часов вечера на углу 4 линии и Малого проспекта хулиганами, успевшими скрыться, был заколот насмерть рабочий, крестьянин Михаил Кулаков, 21 года, за то, что не уступил им дороги. ("Новое время", № 13255)
5 февраля
ГЕЛЬСИНГФОРС. Через русскую границу у Торнео, как выяснилось, провозится агитационная литература и другая контрабанда. То же явление наблюдается и на границе Витебской губернии, где предметом контрабандного провоза является русская водка. По словам финляндской печати, провозятся целые караваны, сопровождаемые хорошо вооруженными людьми. Иногда контрабандисты прибегают к хитрости. Устраивают, например, погребальные процессии с гробами, переполненными спиртными напитками. ("Новое время", №13256)
Забастовка в Англии
ГРИМСБИ. Забастовали 2000 портовых рабочих. Железнодорожные и другие рабочие разгружают суда под надзором полиции.
Дело о злоупотреблениях в госпитате
Сегодня в военно-окружном суде началось слушанием дело бывшего смотрителя московского военного госпиталя подполковника С.Д. Захарова и комиссаров этого госпиталя Ильина, Рихтера и Голубева, обвиняемых в целом ряде служебных злоупотреблений и во взяточничестве. Обвинительный акт приписывает подсудимым массу преступлений: тут и уменьшение порций больным, неправильное их кормление в целях экономии, которая обращалась в пользу обвиняемых, тут и открытое взяточничество с многочисленных поставщиков госпиталя, обложение подрядчиков, поставляющих разные продукты и занимавшихся очисткой госпиталя. Дело продлится не менее недели. ("Новое время", №13256)
6 февраля
ВИЛЬНА. Дело о подложных аттестатах назначено к слушанию в окружном суде. Всего обвиняемых 91 человек. Они разделены на три группы: заготовлявшие аттестаты, сбывавшие их и использовавшие. На скамье подсудимых 74 человека, пользовавшихся подложными аттестатами, в том числе 23 аптекарских ученика, 15 студентов, 9 полицейских надзирателей, 2 пристава, 9 чиновников, воспитанники католической семинарии, юнкер, вольноопределяющийся. ("Новое время", №13257)
ЦАРИЦЫН. Илиодоровка Быцко за оскорбление словами архиепископа Алексия в Преображенском храме во время пребывания его осенью в Царицыне, приговорена окружным судом к аресту на один месяц. ("Новое время", №13257)
7 февраля
Вопрос о взятках в Сенате
Сенат рассмотрел вопрос о том, куда следует направлять конфискованные суммы денег, полученные путем взяточничества.
В настоящее время деньги, конфискованные общими судебными установлениями, передаются ими в правительственные и общественные учреждения по призрению, а военными судебными установлениями – в Александровский комитет раненых.
Однако в законе нет точных указаний по этому поводу, ввиду чего казанское губернское земское собрание первое нашло необходимым обратиться за разъяснениями. ("Новое время", №13258)
НИЖНИЙ НОВГОРОД. Московская судебная палата приговорила бывшего уездного чина нижегородского окружного суда Запольского за растрату и подлоги, совершенные им в период с 1902 по 1908 годы к лишению всех прав и заключению в арестантские отделения на два года. ("Новое время", №13258)
Министерство юстиции намерено организовать особые судебно-практические школы, в которых молодые юристы могли бы приобретать необходимый опыт. Руководительство этими школами предположено возложить на специальные комитеты, образованные председателями судебных палат и окружных судов. ("Новое время", №13258)
Арест 365 воров
Сыскной полицией за последние дни в разных частях Москвы задержано 365 воров, преимущественно карманников. В числе задержанных 36 лицам за неоднократную судимость воспрещено жительство в Москве. ("Утро России", №31)
8 февраля
НОВОЧЕРКАССК. Рассмотрено дело вдовы Ткаченко и нотариусов Стефанова и Снесарева, обвинявшихся в подлогах для того, чтобы закрепить за Ткаченко имущество на сумму более 100 тысяч рублей, которое по завещанию ее покойного мужа должно было пойти на благотворительность.
Снесарев от суда скрылся. Судебная палата приговорила Стеванова к 4 месяцам крепости, Ткаченко – к одному году тюрьмы. ("Новое время", №13259)
Реформа полиции
Ряд убийств, совершенных среди бела дня, дела по которым прекращены за неразысканием убийц, справедливо наводит на мысль, что у нас в организации полицейской службы что-то неладно. ("Новое время", №13259)
Дело Ющинского
В Сенате слушалось сегодня дело бывшего начальника сыскной полиции Мищука, обвинявшегося в подделке вещественных доказательств по делу Ющинского. Киевская судебная палата всех обвиняемых по этому делу оправдала, но товарищ прокурора подал протест в Сенат, в котором просит приговор отменить и передать дело на новое рассмотрение. ("Утро России", №32)
9 февраля
ДВИНСК. На днях в Михайловских воротах крепости, около складов, жандармами был задержан по подозрению в шпионстве шведско-подданный Эрнест Сегебаден Лигибах. После произведенного в его номере Центральной гостиницы обыска, задержанный был отправлен в местную тюрьму. При задержании Сегебаден старался скрыться и симулировал незнание русского языка. В арестованном подозревают австрийского или германского офицера. ("Новое время, №13260)
МИНСК. Судебной палатой в Минске четверо крестьян, обвинявшихся в принятии в бытность присяжными заседателями угощений от лица, оправданного по делу об убийстве, присуждены к году арестантских отделений; пятый обвиняемый оправдан.
Жалоба крестьянина на губернатора
Сенат рассмотрел жалобу крестьянина Дымицкого на гродненского губернатора, который отказался выдать ему разрешение на право ношения револьвера. Свое ходатайство губернатору Дымицкий мотивировал тем, что он живет далеко от населенного пункта, слывет в народе за богача и боится нападения. Гродненский губернатор отказал ему, посчитав, что опасности он не подвергается и надобности в оружии не имеет. Сенат, рассмотрев дело, нашел, что мотивы губернатора недостаточны для отказа в ходатайстве и отменил его решение.
Инженер Шошин в тюрьме
Инженер Шошин, приговоренный за облитие серной кислотой своей невесты к ссылке на каторжные работы, от подачи кассационной жалобы отказался и приговор ему вступил в законную силу.
На днях Шошина переодели в арестантский халат 4-го срока, как это полагается для новичков, заковали в кандалы и наголо обрили. В качестве обязательной для каторжан работы инженеру Шошину назначено плетение Лаптей.
На свидание с осужденным никто не ходит, так как отец его из Петербурга уехал, а брат от свиданий отказался. На днях Шошина посетил его защитник, принесший 10 фунтов сахару и 2 фунта чаю. Однако и то, и другое ему пришлось унести обратно, так как передача каторжанам допускается не более 2 фунтов сахару и ¼ фунта чаю. ("Утро России", №33)
10 февраля
СЕВАСТОПОЛЬ. Присяжный поверенный Гривцов, обвинявшийся в покушении на убийство инженера Ганустовского, окружным судом приговорен, согласно вердикту присяжных заседателей, к семидневному аресту. Столкновение произошло на романтической почве. ("Новое время", №13261)
Харьковская судебная палата. Поход против суда присяжных
Выездная сессия харьковской судебной палаты в городе Лубнах с участием сословных представителей рассмотрела дело о подкупе присяжных заседателей. Василий Пушня и Алексей Ильяшенко обвинялись в том, что они, будучи присяжными заседателями, "в нарушение обязанностей сего звания, приняли от отца обвинявшейся в отравлении своих мужа и свекрови Татьяны Дзявуновой угощение и способствовали, вопреки принятой присяги, оправданию подсудимой".
Оба обвиняемых – уже старые крестьяне. Один, шестидясятилетний старик, георгиевский кавалер, более года до суда содержался в тюрьме, так как не мог предоставить в залог тысячи рублей.
Судебное следствие по этому делу, несмотря на значительное число свидетелей (фигурировали в качестве свидетелей почти все присяжные заседатели), заняло немного времени. Все свидетели, кроме одного, ничего относительно угощения присяжных заседателей не знали; а этот один – сельский адвокат П., бывший главным свидетелем обвинения в деле Дзявуновой, показал, что видел, как вносили водку и закуску в гостиницу, где помещались присяжные заседатели, но где также находились и многие другие.
Товарищ прокурора после энергичного участия в ведении судебного следствия, заявил суду, что отказывается от обвинения, так как "не только не доказано нарушение долга присяжными, но даже и какое-либо их склонение к этому". Защитник выразил недоумение, как могло случиться, что присяжные заседатели при таком положении дела из судей обратились в подсудимых.
Судебная палата после минутного совещания вынесла обоим подсудимым оправдательный вердикт. (Еженедельная юридическая газета "Право", №6)
ОДЕССА (Соб.кор.) Судебная палата приговорила к трехмесячному одиночному заключению в тюрьме восемь парней села Аметинец в Подолии, учинивших скандал в церкви и закрывших ее на две недели за проповеди священника, бичевавшего пороки деревенской молодежи. («Утро России» №34)
Подготовила Анна Шубина
* даты даны по старому стилю