Сто лет назад юридическая печать обсуждала трудности рассмотрения дел с участием присяжных, жалобы на судей и адвокатов, вопросы журналистской тайны.
РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе сентябрь 1913 года.
16 сентября*
Все чаще и чаще попадаются дела о подкупе присяжных заседателей. Судебный следователь по важнейшим делам Лубенского Окружного суда привлек к суду и заключил под стражу восемь бывших присяжных заседателей, подозреваемых в подкупе подсудимыми.
Председатель Совета министров обратился к министру юстиции за заключением по внесенному Госдумой законопроекту о вознаграждении присяжных заседателей за время отлучки из места жительства в размере 50 копеек суточных и прогонных по 3 копейки за версту. Министр юстиции считает желательным облегчение положения неимущих присяжных заседателей. (Судебная летопись. Подписная цена 1 рубль с доставкой и пересылкой)
17 сентября
В совещательное присутствие при Петербургском градоначальстве поступило более двадцати дел о предании суду по обвинению в преступлениях по должности участковых приставов, старших помощников и других чинов наружной и сыскной полиции.
Жалоба крестьянина на судью. Крестьянин Козьма Михайлов Андрюшин письменно просил председателя Воскресенского волостного суда выслать ему копии бумаг производящегося дела. Председатель копий не выслал и ничего не ответил. По жалобе Андрюшина Земский начальник признал Председателя волостного суда виновными лишь в необъявлении Андрюшину о причинах невысылки копий, почему и объявил ему выговор. (Судебная летопись)
18 сентября
Жалобы на адвокатов. Положение совета присяжных поверенных становится щекотливым, когда неосновательные жалобы поступают от должностных лиц и официальных учреждений. Совету приходится лавировать между Сциллой и Харибдою – дело, требующее немалой сноровки, немалого искусства и, нужно сказать правду – Совету хорошо удается это рискованное прохождение.
Так, судебный пристав Д. пожаловался на то, что присяжный поверенный Б. в разговоре с ним, приставом, заявил о его неправильных действиях и угрожал жаловаться на него председателю суда. Так же Б. отказался заплатить 25 копеек за повестку.
Чрезмерно обидчивому приставу Совет разъяснил, что жаловаться на неправильные действия судебных приставов и указывать на возможность такового обжалования не составляет проступка. Относительно 25 копеек, якобы неуплаченных приставу, заявление не подтвердилось, ибо посланник пристава только потому не получил этих денег, что не поднялся в квартиру Б. на 5 этаж дома.
По сим соображениям Совет определил: присяжного поверенного дисциплинарному взысканию не подвергать. Господину приставу дать таким образом деликатный, но вразумительный урок – не жаловаться без нужды и основания. (Судебная летопись)
19 сентября
Собрание адвокатов. Состоялся семейный чай московской адвокатуры в помещении ресторана "Эрмитаж". Вечер прошел очень оживленно и привлек много публики. Интересно отметить одну характерную особенность. В прошлом году при пении Gaudeamus вставали все, и когда один из гостей посмел не подняться, произошел по этому поводу между ним и некоторыми членами сословия шумный инцидент. Теперь Gaudeamus исполнялось три раза и сидели все.
В Московском окружном суде обвинялась в краже акушерка-массажистка А.М. Вишневская. Факт кражи был установлен. Присяжные заседатели признали, что кража совершена в состоянии умоисступления. Вишневская оправдана. (Судебная летопись)
20 сентября
Тотализатор и вердикт присяжных. Присяжные заседатели рассматривали дело по обвинению Маринцева в растрате, которая, как обнаружилась, явилась следствием игры в тотализаторе.
Присяжные после краткого совещания вынесли оправдательный вердикт, а потом обратились к председателю с заявлением, в котором указали, что население уже безрезультатно просило Московскую городскую думу закрыть тотализатор, чтобы прекратить, таким образом, его растлевающее влияние на население.
Большинство уголовных дел о растратах возникают из-за тотализатора. Им, судьям совести, невозможно налагать кару на виновного, раз совратитель тотализатор действует совершенно открыто.
В виду этого присяжные заседатели просили председателя дать ход их ходатайству о скорейшем закрытии тотализатора.
Недавно Санкт-Петербургский окружной суд выразил согласие на допущение в качестве эксперта-психиатра женщины-врача Головиной, ординатора больницы Николая чудотворца. Экспертиза нужна по делу женщины, обвиняющейся в убийстве мужа. Суд согласился привлечь ее в качестве эксперта по ходатайству защитника. Таким образом, впервые в суде в качестве эксперта будет выступать женщина. Это ее новая победа. (Судебная летопись)
22 сентября
Из иностранной юридической жизни. Профессиональная тайна редактора. Шеф-редактор одной берлинской газеты отказался давать показания в суде. Мотив – профессиональная тайна. Суд не признал эту причину уважительной и назначил штраф в размере 50 марок, наказание, очевидно, совсем не чувствительное. Но в других случаях практика показывала еще большую мягкость. Несмотря на отсутствие специальной нормы, суды как бы считали доказанным, что редакционное дело требует тайны и стремились обнаружить истину, не посягая на эту молчаливую привилегию печати.
Одни хотят, чтобы издан был специальный закон, распространяющий на прессу то право, что давно уже стало обязанностью для врача, адвоката, священника. Другие горячо возражают, говоря, что суд должен в каждом конкретном случае оценивать ссылку на редакционную тайну.
Юстиция не должна отказываться от розыска виновных, но она должна обнаруживать их способом, не угрожающим самому существованию свободной и действительно ориентированной во всех событиях печати. (Право. Еженедельная юридическая газета)
Подготовила Анна Шубина
* даты даны по старому стилю