Сто лет назад в Российской Империи массовым явлением стали кражи – у губернатора похитили шубу, купца в поезде усыпили и украли у него документы. Вместе с тем присяжные оправдали мальчика, который стал вором, чтобы прокормить младших братьев. Рабочие бастовали, требуя не увольнять за пятнадцатиминутные опоздания.
За границей было еще веселее – в Индии начались массовые беспорядки из-за акта вандализма со статуей короля, а в Пекине террористы убивали чиновников отравленным вином и сигарами.
РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе февраль 1914 года.
17 февраля
Кража шубы у губернатора. В Харькове арестована некая Ермолова, экономка Курляндского губернатора, приехавшая к своим родственникам. Она была недавно рассчитана, а вскоре после этого выяснилось, что из дома губернатора похищена соболья шуба и разные золотые и бриллиантовые вещи. Шуба из соболей оценивается в 18 тысяч рублей, остальное в 3 тысячи рублей. Выяснилось, что вещи были похищены Ермоловой при участии чиновника митавского губернского правления Доможилова.
При Ермоловой при задержании нашли часть похищенных вещей и ломбардную квитанцию на заложенную в Риге за 400 рублей губернаторскую шубу. По ее словам, большая часть вещей досталась Доможилову.
Губернатор отдал распоряжение об увольнении и аресте чиновника и передал по телеграфу начальнику сыскной полиции просьбу освободить Ермолову из-под стражи. (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. № 14009)
18 февраля
Государственная Дума. Обсуждение законопроекта о реформе сената. Речь министра юстиции И.Г. Щегловитого. Министр отмечает, что сенат является высшим блюстителем начал законности.
- Начало это, - говорит он, - выдвигается у нас раньше, чем в других государствах Западной Европы. Знаменательно и то, что на Западе начало законности выдвинулось как результат борьбы государственной власти с отдельными сословиями, местностями, гражданами.
Совершенно иное мы видим у нас. Начало законности в российском государстве явилось вполне свободным проявлением высшей воли самодержцев.
Террористы-отравители. Из Пекина телеграфируют, что в северном Китае открыта особая организация террористов-отравителей, которые при помощи отравленных сигар и вин совершили целый ряд покушений на генералов и военных сановников. (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. № 14011)
19 февраля
ВАЛЕНСИЯ. Прекращение забастовки. Начавшаяся в связи с введением новых городских налогов забастовка прекратилась, поскольку между городским управлением и плательщиками налогов было заключено соглашение.
Вице-король – жертва китайских революционеров. Скоропостижная смерть в Теньсине ближайшего друга президента Юаньшикая, вице-короля провинции Чили Чаопинкчуна произвела в Пекине сильное впечатление. Заболев внезапно в четверг вечером, вице-король обратился по телеграфу к президенту с просьбой о временном его освобождении от обязанностей. В пятницу положение больного после принятого лекарства еще более ухудшилось и он умер.
Обстоятельства, при которых произошла смерть вице-короля, приводят к заключению, что она вызвана тем же сильнодействующим ядом, от которого умерли в Кантоне генерал Лишикуэй и полковник Чанкчиапин, нанесшие революционерам такой тяжелый удар.
С первого же дня прибытия вице-короля в Теньсин революционеры грозили покончить с ним. Эта угроза приведена теперь в исполнение. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. № 14010)
21 февраля
Постановлением Санкт-петербургского комитета по делам печати наложен арест на сегодняшний номер газеты «Верная мысль».
Сегодня забастовали работницы и рабочие табачной фабрики Шапошникова. Они требуют увольнения одного из рабочих. Администрация фабрики отказала и объявила всем бастующим расчет. Порядок ничем не нарушался.
Отравление и кража. У одного купца во время проезда его в вагоне 2-го класса на железнодорожном перегоне Гродно-Варшава во время сна были похищены бумажник и золотые часы. В бумажнике было денег и документов на сумму до 7 тысяч рублей. Обокраденный купец, проснувшись, почувствовал сильную головную боль. Подозревают, что в распоряжении воров имелось какое-либо наркотическое средство. Ввиду того, что такие случаи имели место и ранее, по всей линии северо-западных железных дорог установлено строгое наблюдение за подозрительными пассажирами.
Забастовка на оружейном заводе. На Тульском оружейном казенном заводе забастовало 900 человек рабочих в знак протеста по поводу увольнения капитаном Груевым опоздавшего на четверть часа рабочего. Рабочие собрались толпой, когда мимо проходил Груев, послышались ругательства и оглушительный свист. Тот поспешил удалиться в контору и заперся там на ключ.
Для выяснения инцидента начальник завода предложил командировать к нему трех делегатов, которые поставили следующие требования: о возвращении пострадавшего товарища, о нештрафовании за опоздание на работу на четверть часа.
Начальник удовлетворил эти требования, после чего рабочие с криками «Ура» приступили к работе.
Военный суд над новобранцем. Командующий войсками военного округа в Вильне генерал Рененкампф предал военно-полевому суду новобранца Латина, замахнувшегося штыком на учившего его дядьку. Латину грозит расстрел. (Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. № 14017)
22 февраля
Скамью подсудимых в Санкт-петербургском окружном суде занимал вчера 16-летний мальчик Иванов, обвиняющийся в двух кражах. На суде выяснилась потрясающая картина нищеты и горя, которые Иванову пришлось изведать несмотря на свой юный возраст.
Отец мальчика, угольщик, ослеп от угольной пыли и вся семья, состоящая из девяти человек, оказалась буквально без хлеба и крова. Постепенно от голода, холода и рахита четверо младших детей угольщика умерли, а старших слепой отец выгонял из дома, чтобы они добывали деньги. Результатом всего этого и явилась у Иванова мысль о преступлении.
На вырученные от продажи краденых вещей деньги мальчик купил хлеба, который и принес домой. Присяжные заседатели вынесли ему оправдательный вердикт.
МИТАВА. При перестрелке все бежавшие из виндавской тюрьмы каторжники застрелены стражниками. У последних ранена лошадь.
САРАТОВ. В окружном суде рассматривается дело, обрисовывающее нравы уездной полиции. В селе Побочном Саратовского уезда по узкому переулку ехал крестьянин Земленухин, а навстречу ему – стражник Ермаков. «Сворачивай! Разве не видишь, что начальство едет!», - закричал он крестьянину. Тот не успел свернуть, тогда Ермаков подскочил к нему, ударил по лицу кулаком, а затем избил нагайкой. Суд приговорил его к аресту на 7 дней.
Беспорядки в Индии. Вечерние газеты сообщают о большом волнении, вызванном во всей индии тем, что статуи покойного короля Эдуарда, королевы Александры и царствующей королевской четы в Колопоре оказались вмазанными дегтем. Полиция безуспешно старается разыскать виновников. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. № 14014)
Подготовила Анна Шубина