Национальный авиаперевозчик ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» пытается защититься от киберсквоттера, незаконно использующего бренд дочерней авиакомпании – лоукостера «Добролет». Но начавшийся судебный процесс может ударить по имиджу самого «Аэрофлота», заявившего о намерении оказывать, в том числе, похоронные услуги и продавать гробы.
Иск на минувшей неделе был предъявлен к создателю сайта dobrolet-avia.ru – петербуржцу Владиславу Полякову. По мнению перевозчика, это доменное имя схоже с зарегистрированным товарным знаком «Добролёт» и используется для распространения дешевых авиабилетов, тем самым вводя потребителей в заблуждение. Помимо пресечения нарушения исключительных прав, ОАО «Аэрофлот» требует взыскать с господина Полякова компенсацию в размере 1 млн рублей, а также передать права на домен законному владельцу бренда.
Давай расстанемся у трапа...
Созданный петербуржцем сайт использует традиционные механизмы поиска билетов (через сторонний метапоисковик). В разделе новостей размещены преимущественно сообщения настоящего «Добролета», хотя на каждой странице указано об отсутствии связи с лоукостом и национальным перевозчиком. Собственного контента практически нет.
Не свидетельствует о добросовестности владельца домена и дата его регистрации – 10 октября 2013 года, через 6 дней после создания ООО «Добролет». Хотя товарные знаки головная компания (ОАО «Аэрофлот») зарегистрировала значительно позже: словесный – в январе этого года, группу графических – 8 июля. Буквально в тот же день в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области был подан иск против Полякова.
Стороны конфликта уклонились от комментариев, но все опрошенные эксперты убеждены в обоснованности требований авиакомпании. Ведь приоритет на товарный знак считается не с момента его регистрации, а с даты подачи заявки. «Аэрофлот» первый раз обратился в Роспатент аж в марте 2013 года. «Домен был зарегистрирован значительно позже даты приоритета товарного знака, а потому о «добросовестной регистрации домена» в данном случае речь идти не может. Поэтому, по моему мнению, обладатель домена должен постараться пойти на мировое соглашение и передать администрирование владельцу товарного знака», – рекомендует Валерий Мордвинов, член правления Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга.
«Чтобы «обрушить» регистрацию домена, нужно иметь ранее появившееся фирменное наименование или товарный знак с приоритетной датой подачи заявки. В обоих случаях обязательным условием является совпадение видов деятельности, – поясняет Вадим Усков, директор компании «Усков и партнеры». – Поэтому в споре с владельцем сайта dobrolet-avia.ru у «Аэрофлота» есть шансы».
Между тем эксперты напоминают, что судебная практика по доменным спорам неоднозначна. В первоначальном варианте части IV Гражданского кодекса РФ предусматривалось признать домен средством индивидуализации. «Однако в принятой редакции домены выпали из числа объектов, добросовестная регистрация которых могла бы помешать регистрации товарных знаков и фирменных наименований. Коммерческое обозначение формально тоже может быть противопоставлено при регистрации знака, но очень трудно установить дату их появления и, соответственно, приоритета», – говорит Мордвинов.
...мы не увидимся уже
Патентоведы указывают и на признак недобросовестности со стороны авиакомпании, которая зарегистрировала товарный знак по всем 45 классам международной классификации и по исчерпывающему перечню товаров и услуг. Всего в свидетельство на знак «Добролёт» вписано почти восемь тысяч наименований! В частности, крупнейший авиаперевозчик планирует оказывать похоронные услуги, продавать гробы, свечи, взрывчатые вещества и запальные фитили, яды, огнестрельное оружие, похоронные урны, организовывать религиозные собрания и так далее. Подав такую заявку, ОАО «Аэрофлот» обязался приступить к их выпуску или оказанию услуг в течение ближайших трех лет – в противном случае регистрация может быть аннулирована.
С другой стороны, очевидно, что такая регистрация – единственный способ пресечь появление клонов, оказывающих на первый взгляд сторонние услуги, но под раскручиваемым брендом. Для этого законный владелец бренда и использует так называемые «знаки-блокироваторы». Хотя в ситуации с «Добролетом» они могут сыграть злую шутку: авиаторы, как известно, народ суеверный.
В том числе поэтому аналитики отрасли считают затеянную «Аэрофлотом» игру «не стоящей свеч». «Проблемы лежат в формальной плоскости взаимоотношений владельцев торговой марки и сайта. Причем последнему расстаться с сайтом на сегодня ничего не стоит – он не раскручен, никакого ценного контента не содержит. Уверен, что даже косвенная привязка к «Добролету» ничего не дает. С другой стороны – зачем «Аэрофлоту» судиться с таким пустяковым ресурсом?», – рассуждает Роман Захаров, аналитик отраслевого журнала «Линия полета».
Все опрошенные убеждены, что добросовестной авиакомпании логично было бы предложить гражданину Полякову мирный способ решения вопроса, но в лоукосте такой вариант де-факто отрицают. «По этой категории споров нет обязательного досудебного порядка», – заявили РАПСИ в пресс-службе ООО «Добролет». Хотя на самом деле судебного процесса, возможно, и не будет: пока иск «Аэрофлота» оставлен без движения из-за неправильного расчета госпошлины. Поскольку арифметическая ошибка со стороны юристов национального перевозчика маловероятна, можно предположить, что иск – своего рода «предупредительный выстрел». Если Поляков пойдет навстречу, дело банально «спустят на тормозах».
Неприкасаемые
Вадим Усков напоминает о главном домене – dobrolet.ru. Он еще в 2002 году был зарегистрирован одноименной петербургской звукозаписывающей студией, которая работает с 1996 года. Директор компании Константин Мацеюн признался РАПСИ, что представители авиакомпании пытались контактировать, но «совершенно беспредметно». «Ни у нас к ним, ни у них к нам ничего нет. Если выйдут с интересным экономическим предложением – сделка возможна», – говорит Мацеюн.
В отличие от ситуации с сайтом dobrolet-avia.ru, возможные виды «Аэрофлота» на домен звукозаписывающей студии эксперты считают бесперспективными: «Он появился более 12 лет назад, добросовестно используется, а сама студия известна как минимум в музыкальных кругах. Поэтому никаких правовых претензий к ней ОАО «Аэрофлот» иметь не может. Хотя домен dobrolet.ru явно более важен для авиакомпании, нежели используемый господином Поляковым», – убежден Усков.
«С моей точки зрения, иск ОАО «Аэрофлот» к петербургской студии «Добролет» относительно домена dobrolet.ru, если он будет подан, может квалифицироваться как злоупотребление правом, – полагает Елена Бедарева, российский и евразийский патентный поверенный фирмы. – Ведь таковым, в частности, признается попытка зарегистрировавшего товарный знак лица запретить использование домена с обозначением, ранее ставшее широко известным благодаря как раз владельцу сайта».
Для предупреждения споров добросовестным гражданам и организациям перед выбором домена она предлагает на сайте налоговой службы провести поиск организаций, которые имеют соответствующее фирменное наименование, а в поисковых системах Роспатента поиск на тождество и сходство с зарегистрированным товарным знаком. «В обоих случаях нужно учитывать однородность деятельности. Стоит подать заявку и на регистрацию не только домена, но и товарного знака», – поясняет Бедарева.
А Роман Захаров указывает на недоработку маркетологов и управленцев ОАО «Аэрофлот»: «Серьезная компания перед объявлением о новом бренде проверяет, свободно ли схожее доменное имя, и сразу же его регистрирует».
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)