Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев заявил, что, «по оценкам экспертов, в том числе и зарубежных, например, из Евросоюза, аналогов этой системе правосудия в мире нигде нет – нет такой огромной, территориально распределенной системы». РАПСИ решило проверить, насколько это высказывание соответствует действительности.
Эксперты, на которых ссылается Александр Гусев, оценивали судебно-информационные системы по трем международным критериям: адаптивность, расширяемость, безопасность и интероперабельность системы.
Адаптивность – это возможность системы подстраиваться к изменениям внешних условий, таких как организационно-функциональная структура, законодательство и другие. Расширяемость – возможность добавления в систему новых, или изменение существующих модулей, без изменения других частей системы.
Безопасность – защита конфиденциальности, целостности и доступности хранящихся в системе данных.
Интероперабельность – способность программно-технического продукта взаимодействовать с другими системами.
По всем этим параметрам ГАС «Правосудие» набрал близкие к максимальным баллы.
РАПСИ опросило экспертов, дополнив список шестью важными, на наш взгляд, критериями успешной работы судебно-информационной системы.
Условно мы их обозначили следующим образом: «государственность» (соответствие национальным интересам), «экономичность» (стоимость эксплуатации «системность» (единообразие сайтов судебной системы страны), «конфиденциальность» (уровень защиты персональных данных), «интуитивность» (доступность интерфейса для непрофессионалов).
Кроме того, наши эксперты провели статистический анализ и обозначили потенциальный сценарий экспансивного развития проекта.
Государственность
Сегодня практически во всех экономически развитых странах есть справочные правовые системы. И в большинстве случаев это системы не государственные, а коммерческие. В США - это LEXIS, WESTLAW, WRU; в Великобритании – LEXIS, INFOLEX, PRESTEL; в Германии - "Система Бундестага", JURIS, LEXinform; во Франции - IRETIV и т.д.
Отметим, что эти страны давно отказались от попыток создания государственных компьютерных систем юридической информации из-за высокой стоимости разработки. Так, с 1971 года в США для нужд Конгресса на федеральные средства создавалась правовая система JURIS. Но уже через десять лет правительство вынуждено было договариваться о совместном финансировании проекта с предпринимателями. С 1993 года система целиком в руках двух частных компаний – West Publishing Company и Mead Data Systems.
В случае возвращения государственного контроля над информационной системой, сегодня, по оценкам правительства США, финансовые затраты на пополнение и обновление информационного банка составят около 11 млн. долларов в год, а переоборудование потребует 12-18 млн. долларов в год.
В контексте этих сумм размер потраченных на развитие ГАС «Правосудие» средств выглядят более чем оправданно.
Аналогичным образом функционируют и другие заокеанские аналоги ГАС «Правосудие». Например, Канадский юридический информационный институт (The Canadian Legal Information Institute – CanLII) – некоммерческая организация, созданная и финансируемая Федерацией юридических обществ Канады.
Бюджетные вложения в ГАС «Правосудие» с лихвой оправдываются теми преимуществами, которые отличают дает государственную судебную информационно-правовую систему. Она является единым централизованным ресурсом, который содержит в себе данные о реквизитах всех судебных дел и документов, а также тексты принятых судебных актов. Это комплексная система, автоматизирующая весь спектр деятельности судов: судебное делопроизводство и статистику, документооборот, кадровый и бухгалтерский учет, материально-технические ресурсы, управление и т.д. И если говорить о стратегическом значении дальнейшего развития «электронного правосудия» (о чем речь пойдет ниже – в обзоре европейских инициатив) государственная автоматизированная система «Правосудие» является гарантом суверенной безопасности страны.
Экономичность
Большинство ведущих западных информационно-правовых систем действуют на возмездной основе. Например, помимо платной системы JURIS, в США также действуют системы «Управление делами/Электронный Архив дел» (Case Management/Electronic Case Files – CM/ECF) и «Открытый электронный доступ к судебным материалам» (Public Access to Court Electronic Records – PACER). Регистрация для пользователей системой PACER бесплатная, однако, за такие операции, как скачивание документов, взимается плата в размере $0,08 за страницу, полученную в результате поиска. Аналогичная система действует, например, и в Австралии. ГАС «Правосудие» абсолютно бесплатна, как для профессиональных пользователей, так и для простых граждан.
Системность
В некоторых западных странах различные суды используют различные информационные системы – например, информация по делам в канадских юрисдикциях различается. Либо же эксперименты по внедрению «электронного правосудия» проводятся не системно, а в волюнтаристски выбранных городах, что приводит к перекосу в развитии государственной судебной системы. Например, в Италии эксперименты по тестированию «электронной системы гражданского судопроизводства» (ЭСГС) были проведены лишь в нескольких городах. А первой судебной инстанцией Италии, использующей новую технологию, стал почему-то Арбитражный суд Вероны.
Россия перепрыгнула этот этап развития. Преимуществом ГАС «Правосудие» является то, что это изначально был не экспериментальный проект: к моменту ее появления во многих судах страны уже функционировали локальные прикладные автоматизированные системы для решения отдельных задач судопроизводства. Когда все европейские страны начали развивать «электронное правосудие», российской ГАС предстояло лишь интегрировать имеющиеся региональные системы в новую единую информационную платформу.
Интуитивность
По поводу интуитивной доступности в использовании ГАС «Правосудия» среди простых пользователей есть много нареканий. Но вызваны они, по мнению экспертов, в беспрецедентном масштабе системы. А также в недостатке мирового опыта по способам упрощенной организации столь сложного материала.
При этом российская система со своей задачей справляется сравнительно эффективно. Достаточно сопоставить ее работу, например, с нидерландской Beslissing Ondersteunend Systeem (BOS). Любой желающий может скачать эту систему, существующую уже 16 лет, через Интернет-сайт, однако в дальнейшем непрофессионалы столкнутся с большими сложностями. Система дает шаг за шагом вопросы, требующие ответа. В случае если пользователь неопытный и дает неправильные ответы, результат может оказаться некорректным.
Конфиденциальность
По плану, банк судебных решений ГАС «Правосудие» должен формироваться с учетом одобрения или запрета участников судебного процесса на публикацию дела. На первый взгляд, это решение кажется само собой разумеющимся. Однако не все информационные системы настолько последовательно заботятся о приватных интересах граждан.
Например, одна из крупнейших электронных систем США для адвокатов и юристов Westlaw оказалась в центре скандала в связи с раскрытием личной информации практически всех живых американцев. В феврале 2005 года сенатор Чарльз Шумер обнародовал тот факт, что Westlaw имеет базу данных, через которую легко получить доступ к таким сведениям, как адреса и телефоны, номера социального страхования, предыдущие адреса, даты рождения и другие личные сведения.
Сравнение
ГАС «Правосудие» включает в себя: 27 подсистем; около 3000 объектов автоматизации, использующих системные и программно-технические решения. Единый банк данных интернет-портала ГАС «Правосудие» составляет на сегодняшний день более 10 миллионов дел, любое из которых можно быстро найти с помощью контекстного или атрибутивного поиска.
Для сравнения: одна из ведущих в США и англоязычном мире электронная система Westlaw включает в себя менее 50 тысяч документов прецедентного права, законов штатов и федеральных законов, административных кодексов, статей СМИ, отчетов, докладов, обзоров и пр. Канадская CanLII предоставляет бесплатный общественный доступ к примерно 1 млн. документов.
Скорость прироста числа документов (в России измеряющаяся в сотнях тысяч) также несопоставима. Например, в высоко оцениваемой специалистам шотландской системе The Scots Law Times публикуется лишь чуть более 1400 страниц отчетов в год. Хотя эта система, существующая с 2000 года, объединяет все шотландские суды: гражданские и уголовные, от шерифских судов до Палаты лордов.
И это при том, что история развития российских судебно-информационных систем несопоставима с западными аналогами. Первые частные справочно-правовые системы появились в России лишь в середине 90-х, а идея создать государственную систему возникла в начале нулевых. На Западе же этот процесс начался еще во второй половине 60-х годов. Проектирование одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США LEXIS началось еще в 1967 году. В результате уже к 1990-му году германская информационная система JURIS на 1990 год содержала около 330 тыс. судебных решений.
Однако на сегодняшний день, как показывают практически все проведенные экспертизы и заключения специалистов, российское ГАС «Правосудие» уже, как минимум, ни в чем не уступает западным аналогам, а по темпам развития явно их превосходит. В связи с этим наиболее актуальным представляется вопрос о дальнейших перспективах и направлениях эволюции системы.
Потенциальные партнеры
Решением Европейского Парламента и Совета от 27 июня 2002 г. была утверждена Шестая рамочная программа ЕС по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности. Проект «электронное правосудие» был одним из первых и важнейших интегрированных проектов этой программы. Кроме того, в сообщениях Комиссии ЕС от 25 апреля 2006 года определен курс на создание «электронного правительства» для будущего Европы. Он включает поэтапное внедрение технологии «электронного правосудия» в судебные системы государств-членов ЕС, направлен на создание Единого европейского правового портала государств-членов ЕС, единой информационной базы данных общеевропейских и национальных институтов, их решений.
Таким образом, «электронное правосудие» стало стратегическим проектом ЕС. И фактически превратился в критерий полноценной интеграции в европейское сообщество. Поэтому кандидаты на вступление в Европейский союз, такие как Турция, первым делом пытаются всеми силами доказать свое соответствие европейским требованиям, реализуя программу в своей стране. В Турции при поддержке Министерства юстиции реализуется проект UYAP в области внедрения информационных технологий в судебную систему. Была создана компьютерная сеть, в которую вошли высшие судебные органы, центральное управление Министерства юстиции, все судебные инстанции, прокуратуры, учреждения судебной медицины, пенитенциарные учреждения, исполнительные департаменты.
Впрочем, успех ГАС «Правосудие» (естественно, вкупе с ростом влияния государства на международной арене) может послужить альтернативным центром притяжения для международного правового сотрудничества.
В самое ближайшее время с российской системой «электронного правосудия», очевидно, будут готовы сотрудничать и даже интегрироваться, например, Иракские правовые базы данных (The Iraqi Legal Database – ILD) или индийская Manupatra. Обе эти системы уже достигли весьма высокого уровня развития и могут соперничать с некоторыми европейскими аналогами.
ILD – является первой всеобъемлющей электронной правовой базой данных, разрабатываемой в арабском регионе. Проект был запущен в 2004 г.и осуществляется по согласованию с высшим судебным советом. Цель проекта – сделать весь корпус иракских законов доступными для судей, юристов, ученых, законодателей и всех других частных лиц или институтов. Первая масштабная публикация в сентябре 2008 г. открыла для пользователей 27433 юридических текстов с 1917 г. по сегодняшний день. ILD – полностью бесплатная программа.
Индийская Manupatra была основана в 2000 г. и является одной из крупнейших информационно-правовых систем в Индии. Ее продукты используются профессиональными и простыми пользователями, корпоративными клиентами, государственными структурами, СМИ, НПО и другими клиентами. Публикации Manupatra включают в себя юридические базы данных онлайн, компакт-диски, книги, журналы и мобильных приложения. Сегодня услуги Manupatra захватили рынок и в Шри-Ланке, Бангладеш, Пакистане…
Таким образом, по мнению экспертов, уже на сегодняшний день качество услуг ГАС «Правосудие» соответствует всем западным аналогам, а скорость развития позволяет претендовать на ведущее место в регионе и даже потенциально стать центром притяжения для национальных юрисдикций других стране и эффективным инструментом правовой интеграции азиатского континента.