Верховный суд (ВС) РФ изучил административный регламент МВД и нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которые позволяют сотрудникам ГИБДД привлекать к ответственности водителей за отказ выполнять их указания. Истец посчитал, что автоинспекторы выполняют более узкие задачи, чем сотрудники полиции, а значит неповиновение им не должно нести наказание. Водителя также не устроило, что отказ показывать документы сотрудникам ГИБДД может повлечь штраф или административный арест. Данное положение заявитель посчитал избыточным, ведь КоАП уже предусматривает наказание за езду без прав. Однако суд пришел к выводу, что истец неверно трактует закон и отказался менять правовые акты по его требованию.
Претензии водителя
Водитель Садыков И.Ф. просил признать недействующим третий абзац пункта 23 Административного регламента МВД РФ (утвержден приказом министерства от 2 марта 2009 года N185). Он предписывает, что «если участник дорожного движения на сообщение о совершённом нарушении реагирует возбуждённо, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении».
Регламент позволяет сотруднику госавтоинспекции возбуждать против водителя дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.3 КоАП, если тот отказывается выполнять его распоряжения и требования или активно мешает исполнять ГИБДД служебные обязанности. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 500 до 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.
К таким правонарушениям документ отнес и отказ водителя показывать сотрудникам госавтоинспекции свое удостоверение и регистрационные документы на машину - третий абзац пункта 23 регламента предписывает сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем пункта 2.1.1 Правил дорожного движения (утверждены постановлением правительства РФ от 23 октября 1993 года N1090).
Садыков посчитал, что такое положение ущемляет его права как водителя, ведь его за единичный поступок могут привлечь к ответственности дважды – за отказ показывать водительские права и, тем самым, не выполнить требование сотрудника ГИБДД – статья 19.3 КоАП, а также за управление машиной без водительских прав – статья 12.3 КоАП.
Кроме того, истец указал, что в статье 19.3 КоАП перечисляются сотрудники правоохранительных органов, неповиновение которым может повлечь наказание, и о госавтоинспекторах в ней речи не идет.
«Меры административного воздействия подлежат применению в случае неповиновения законному требованию сотрудника в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и к выполнению сотрудником ГИБДД обязанностей, связанных с обеспечением дорожного движения, не относится, так как сотрудник ГИБДД не осуществляет функции полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», - полагает водитель.
Выводы суда
Верховный суд РФ пришел к выводу, что водитель ошибается в своих утверждениях, его аргументы не выдерживают критики, а нормы закона он трактует ошибочно.
Суд указал, что ГИБДД входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа президента РФ от 1 марта 2011 года N250) и занимается не только безопасностью дорожного движения, но и охраняет общественный порядок в целом.
«Вопреки утверждениям истца, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ наделена широкими государственно-властными полномочиями и осуществляет не только федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, но и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства, и участвует в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», - говорится в решении суда.
Закон обязывает граждан и юридических лиц выполнять распоряжения полиции, а «саботаж» может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность, отметил суд.
ВС напомнил, что Госавтоинспекция обязана обеспечивать безопасность дорожного движения и за ней законодательно закреплено право останавливать транспорт и проверять документы, которые разрешают им пользоваться и управлять.
Статья 12.3 КоАП РФ, действительно, устанавливает ответственность за управление машиной без необходимых документов. Однако административный регламент МВД не противоречит этим нормам, поскольку не предусматривает возможность возбуждать дело за отсутствие только одной бумаги, к тому же сразу по двум статьям, пришел к выводу суд. По его мнению, истец ошибся в подобных утверждениях.
Суд указал, что документ министерства лишь предписывает порядок действий сотрудника ГИБДД в случае неповиновения его требованиям.
«Доводы жалобы о том, что часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ не может применяться к отношениям, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства», - считает ВС.
Он также не нашел в регламенте противоречий федеральному закону или другому правовому акту, который имеет большую юридическую силу.
Не увидели судьи в документе и правовой неопределённости или нарушений прав и законных интересов водителя.
В связи с этим, суд отклонил апелляционную жалобу водителя Садыкова И.Ф. и отказался вносить изменения в действующее законодательство.