Эпидемия COVID-19 изменила привычный уклад жизни подавляющего большинства российских граждан. За прошедший год ношение масок и перчаток, соблюдение социальной дистанции стали для нас привычными явлениями, а работа из дома уже не воспринимается как что-то особенное. 

В довольно короткие сроки адаптировались к изменившимся условиям и отечественные суды. Нельзя не отметить ту роль, которую сыграл Верховный суд (ВС) РФ в организации работы судебной системы в новой обстановке. Высшая инстанция в кратчайшие сроки выпустила два обширных обзора, разъясняющих особенности рассмотрения дел в период пандемии. Другим ветвям власти также пришлось незамедлительно реагировать на новые обстоятельства: вносить изменения в законодательство, принимать меры поддержки граждан и бизнеса. О том, как российское государство и судебная система справлялись с вызовами пандемии, читайте в материале РАПСИ. 


Заседания по видеосвязи и без слушателей 

В середине марта, столкнувшись с распространением коронавируса, Президиум Верховного суда РФ и Президиум Совета судей выпустили совместное постановление, определившее порядок функционирования судов в условиях пандемии. В соответствии с документом судам было поручено проводить процессы только по делам безотлагательного характера, а при наличии технической возможности перейти на слушание дел посредством видео-конференц-связи (ВКС).  

Кроме того, ВС ограничил доступ в здание судов лицам, не являющихся участниками процессов, а также приостановил личный приём граждан, которым было рекомендовано подавать документы через электронные интернет-приемные судов или по почте России.  

Решение высшей инстанции, ограничивающее доступ в суды лицам, не участвующим в процессах, вызвало определённые опасения в части соблюдения принципа гласности правосудия. Однако, как показала практика, эти беспокойства были напрасны.  

Принцип открытости судебных разбирательств не был существенно ограничен: журналисты и слушатели могли ознакомиться с приговорами по резонансным делам, видеотрансляция которых проходила на сайте Мосгорсуда. Работа судебных журналистов в период ограничительных мер строилась через пресс-секретарей судов, подробно разъясняющих прессе не только фактические обстоятельства процессов, но и предоставляющие фото и видео из зала заседаний. 

Необходимо отметить, что Верховный суд на собственном примере показал, что работать можно в любых условиях, впервые в истории проводя заседания Пленума в онлайн-формате. 

Обзоры Верховного суда 

ВС не ограничился решением только организационных вопросов. В апреле он выпустил два важнейших обзора судебной практики об особенностях судопроизводства в период эпидемии COVID-19. В документах, в частности, разъясняется специфика привлечения к ответственности лиц, распространяющих фейки о коронавирусе. 

Особое внимание высшая инстанция уделила вопросам исчисления и приостановки процессуальных сроков. Так, в обзорах даются пояснения, в каких случаях ограничительные меры могут быть признаны основанием для приостановления сроков исковой давности, а нахождение граждан на самоизоляции может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска указанного срока. 

Не оставил в стороне ВС и вопросы, связанные с рассмотрением дел о банкротстве в период эпидемии. Кроме того, высшая инстанция разъяснила порядок предоставления льготного периода по кредитам и ипотеке, а также указала, когда эпидемия освобождает от ответственности за неисполнение обязательств.

В конце декабря стало известно, что в 2021 году ВС подготовит третий обзор по вопросам применения законодательства и мер по противодействию пандемии, уже с учетом тех нормативных правовых актов, которые были приняты после апреля 2020 года. 

Увеличение нагрузки на суды 

Несмотря на эпидемию COVID-19 и связанные с ней ограничения, количество дел и материалов, рассмотренных российскими судами в 2020 году, оказалось выше, чем за аналогичный период прошлого года.  

Кроме того, выросла востребованность электронных ресурсов. Так, число обращений пользователей к порталу ГАС «Правосудие» в прошедшем году увеличилось на 11,63% и превысило 3 миллиарда запросов, а количество личных кабинетов выросло до 18,4 миллиона. Более 2 миллионов документов было подано в федеральные суды общей юрисдикции в электронном виде, что более чем в два раза превысило показатель 2019 года. 

Период пандемии совпал и с первым годом работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, которым пришлось настраивать свою работу в условиях введенных ограничений и повышенной нагрузки.  

По словам главы Совета судей РФ Виктора Момотова, новые суды показали высокую эффективность. В частности, количество удовлетворенных кассационных жалоб в гражданском судопроизводстве увеличилось с 4% до 13%, в административном судопроизводстве – с 3% до 16%, в уголовном судопроизводстве – с 8% до 12%. 

Закон о дистанционной работе  

Пандемия внесла свои коррективы и в структуру трудовых отношений. В течение прошедшего года работодатели то и дело переводили сотрудников на дистанционный режим работы в зависимости от текущей эпидемиологической обстановки. И если раньше «удалёнка» была уделом лишь небольшого числа граждан, то в 2020 году она стала повсеместным явлением.  

Взаимоотношения между работодателем и дистанционным работником нуждались в соответствующей правовой регламентации и в конце ноября Госдумой был принят закон об удалённой работе. Можно сказать, что пандемия дала толчок к восполнению данного пробела в законодательстве, который рано или поздно должен был быть урегулирован. 

Закон предусматривает три вида дистанционной работы: постоянная, временная (на срок не более шести месяцев) и периодическая (чередование удаленной работы и работы на стационарном рабочем месте). 

Документ определяет случаи, когда работодатель может временно перевести сотрудника на удаленный режим без его согласия. Речь идет о катастрофах и авариях, несчастных случаях на производстве, пожарах, наводнениях, землетрясениях, эпидемиях, а также «любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части».

Кроме того, закрепляются дополнительные гарантии по оплате труда дистанционного работника. Так, переход на удаленную работу не может быть основанием для снижения зарплаты. В соответствии с законом, при временном переводе на удаленку работодатель должен обеспечить работника необходимым оборудованием, а если работник использует свою технику — компенсировать ему расходы в порядке и размерах, утвержденных локальным актом.  

Документом также ограничивается перечень оснований для увольнения дистанционных работников. В частности, он не может быть уволен за прогул. Договор с дистанционным работником может быть расторгнут, если он не выходит на связь с работодателем более двух рабочих дней без уважительной причины.  

Помощь гражданам и бизнесу 

В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции по всей стране вводились ограничения на работу мест массового скопления людей: ресторанов, баров, ночных клубов, кинотеатров. Приостанавливалась работа фитнес-центров, салонов красоты, промышленных и строительных предприятий. В этой ситуации было жизненно важно поддержать оказавшиеся на грани кризиса компании и граждан, попавших в тяжелые условия или вовсе оставшихся без работы. 

Уже в начале апреля Госдума приняла поправки, предоставляющие кредитные каникулы для граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, наиболее пострадавших от пандемии.  

Согласно закону, заемщики могут обратиться к кредитору за кредитными каникулами по ипотеке и потребительским займам на срок до шести месяцев, если их доходы снизились по сравнению со среднемесячными доходами за прошлый год на 30 и более процентов. В течение кредитных каникул не допускается: начисление неустойки (штрафа, пени); предъявление требования о досрочном исполнении обязательств; обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки; обращение с требованием к поручителю. 

Кроме того, правительством был сформирован перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от ухудшения ситуации из-за эпидемии COVID-19. Компании, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, могли рассчитывать на отсрочку по уплате всех налогов (кроме НДС) и арендных платежей при использовании недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.  

Они также могли воспользоваться такими мерами поддержки как беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату зарплат, льготные кредиты по ставке 2% на любые цели, мораторий на банкротство, проведение плановых и внеплановых проверок. 

А в конце года Госдума приняла закон, предусматривающий продление отсрочки по выплате долгов для пенсионеров и пострадавших от пандемии коронавируса отраслей бизнеса. Так, предпринимателям была предоставлена рассрочка по выплате задолженности на сумму до 15 миллионов рублей до августа 2021 года, а пенсионерам разрешили погасить долги до июля 2022 года.  

Помимо этого, документ продлил до 1 мая 2021 года неприменение мер, связанных с арестом и изъятием имущества должников, являющихся физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которое находится по месту их жительства. 

Меры соцподдержки 

Специальные меры поддержки были введены в отношении медицинских работников, которые самым непосредственным образом столкнулись с коронавирусной инфекции и находились на передней линии борьбы с ней. 

В период с апреля по октябрь 2020 года производились следующие выплаты медикам, работающим с пациентами, заболевшими коронавирусом: врачам стационаров – 80 тысяч рублей в месяц, медсёстрам стационаров и врачам скорой помощи – 50 тысяч рублей в месяц, младшему медперсоналу стационаров, водителям и среднему и младшему персоналу скорой помощи – 25 тысяч рублей в месяц. 

С ноября размер выплат определяется в зависимости от должности и характера работы. Например, за одну смену врач скорой помощи дополнительно получает 2 430 рублей, средний медперсонал и водители скорой помощи – 1 215 рублей, младший медперсонал – 950 рублей. 

Адресная помощь была оказана и отдельным категориям граждан. В течение года президент России подписывал указы о назначении дополнительных выплат семьям с детьми, многодетным семьям, а также семьям, где кто-то из родителей остался без работы.  

Кроме того, до прожиточного минимума был увеличен максимальный размер пособия по безработице, который составил 12 130 рублей. При этом если безработный гражданин воспитывает несовершеннолетних детей, то пособие выплачивается в повышенном размере – дополнительно по 3 тысячи рублей на каждого ребёнка в возрасте до 18 лет.  

Не остались без материальной помощи и лица, заболевшие COVID-19. В начале ноября председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 5 миллиардов рублей на обеспечение бесплатными лекарствами больных коронавирусной инфекцией, которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях, то есть лечатся на дому под наблюдением врачей.  

Подготовил Никита Ширяев