Делегаты съезда, который проходит в Москве с 29 ноября по 1 декабря, поделились с РАПСИ своим видением процессов гуманизации уголовного судопроизводства.
Гуманизация уголовного судопроизводства стала одной из важных тем обсуждения в ходе X Всероссийского съезда судей. «За десять месяцев этого года судами рассмотрено пять тысяч таких дел (преступления, совершенные в сфере экономической деятельности — прим. ред.) в отношении пяти с половиной тысяч лиц, осуждено – три с половиной тысячи, а в отношении двух тысяч граждан уголовные дела прекращены судами. Реальное лишение свободы назначено девяти процентам осуждённых – это реальные цифры, мера пресечения в виде заключения под стражу избрана для 262 граждан», - такие данные в ходе выступления на съезде судей привел президент РФ Владимир Путин. Президент также подчеркнул, что вызовы, угрозы, с которыми столкнулась и сталкивается сегодня страна, не могут служить оправданием для поверхностного или обвинительного подхода при проведении судебных разбирательств, следственных и других процессуальных действий. «Права и свободы наших граждан гарантированы Конституцией: они незыблемы, мы никогда не должны об этом забывать», - заявил Путин.
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев в ходе своего выступления на открытии съезда привел цифры, убедительно свидетельствующие о ходе гуманизации: «Результатом гуманизации уголовного законодательства и правоприменительной практики стало сокращение судимости более чем в два раза за последние 20 лет. Численность лиц, уголовное преследование которых прекращено судом, увеличилось с 2% в 1999 году до 21% в этом году».
РАПСИ на полях X Всероссийского съезда судей побеседовало с делегатами от разных субъектов Федерации на тему темпов внедрения элементов гуманизации в уголовном производстве.
Председатель Верховного Суда Чеченской Республики Алавдин Гардалоев:
- Сегодня X Всероссийский съезд судей направляет все органы судейского сообщества. Мы чувствуем себя единым целым: обсуждаем проблемы, имеющиеся в разных субъектах, намечаем пути их решения. В целом, в каждом виде судопроизводства сейчас можно отметить тенденцию на гуманность. Наиболее масштабная гуманизация, конечно, происходит в уголовном судопроизводстве. На первом месте в суде сейчас – человек, законные интересы людей. На пользу людям направлена вся наша работа.
Разрабатываются новые институты, например, уголовный проступок - декриминализуются определенные составы Уголовного кодекса. Эти изменения позволяют гуманнее подходить к вопросу определения судьбы человека. В первый день Съезда приводилась статистика по числу прекращения дел, снижению числа лиц, находящихся в местах лишения свободы, приводилась статистика применения условно-досрочного освобождения людей, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Мы анализируем эти данные. Могу сказать, правосудие, весь государственный аппарат повернулись лицом к человеку. Я считаю, что это большое достижение нашей страны и судебной власти, в частности. Эта тенденция положительно сказывается на судьбах людей.
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Татарстан по уголовным делам Максим Беляев:
- Вячеслав Михайлович Лебедев неспроста затронул тему гуманизации: с 1992 года по 2022 год за 30 лет очень изменилась сама статистика по лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении которых применяется реальное лишение свободы - цифры снизились значительно. В то же время мы идем по пути гуманизации не просто потому что это решает законодатель, а, наверное, сама жизнь нас подводит к этому: когда много людей находится по ту сторону решётки, это нецелесообразно для самого государства. Кроме того, действительно есть такие правонарушения, которые не позволяют сделать однозначный вывод о том, что человека нужно лишать свободы. Иногда, наверное, нужно дать ему шанс. Иногда у человека тяжелые семейные обстоятельства. Это всё предусмотрено в Уголовном кодексе: есть статья 64 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание ниже низшего, есть и другие статьи, позволяющие гуманизировать определенную «репрессивную» политику. Мы идём по этому пути, и это правильно - жизнь не стоит на месте, общество развивается. Мы идём вперёд. Большое число осужденных не выгодно государству и тяжело для самих людей.
Председатель Самарского областного суда Вадим Кудинов:
- На протяжении последних десятилетий одним из наиболее актуальных вопросов современной уголовной политики является гуманизация уголовного законодательства и правоприменительной практики. В результате комплексной и системной работы в этом направлении реализовано значительное количество законодательных инициатив Верховного Суда Российской Федерации, предусматривающих декриминализацию отдельных уголовно наказуемых деяний (оскорбление), дифференциацию преступлений, введение и расширение сферы административной преюдиции (клевета, побои, мелкое хищение), возможность прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа. В сфере правоприменительной практики результатом последовательно проводимой работы, направленной на дифференциацию преступлений и индивидуализацию уголовных наказаний как в целом по стране, так и применительно к нашему региону, стало снижение количества осужденных лиц, широкое использование института прекращения дел по различным, предусмотренным законом основаниям, в том числе с назначением судебного штрафа.
О гуманизации свидетельствует рост количества удовлетворенных ходатайств об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене оставшегося срока лишения свободы более мягким наказанием, а также значительное снижение применения меры пресечения в виде содержания под стражей, расширение применения альтернативных мер пресечения (залог, домашний арест). По результатам анализа проводимых изменений и правоприменительной практики можно сделать вывод, что гуманизация, прежде всего, касается преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и лиц, не имеющих устойчивой криминальной линии поведения. Для достижения целей исправления данной категории лиц, а также частной и общей превенции в большинстве случаев достаточным и эффективным является применение более мягких мер государственного принуждения в сравнении с привлечением к уголовной ответственности, осуждением, назначением уголовного наказания, влекущими за собой определённые юридические последствия в виде судимости, что выражает крайне негативную оценку личности как государством, так и обществом, оказывает значительное влияние на социализацию.
И нам как правоприменителям необходимо учитывать эти последствия и их влияние на людей. Зачастую может вызвать непонимание со стороны общества и восприятие как избыточной уголовно-правовой репрессии несоразмерность меры ответственности степени общественной опасности деяния, в контексте нашей темы мы говорим о характеризующихся наименьшей общественной опасностью. Таким образом, в настоящее время реализуется чёткая и последовательная позиция Верховного Суда России на запрос общества, связанный со справедливой оценкой содеянного, в том числе в ее морально-этическом аспекте. Дальнейшая реализация предлагаемых в этом направлении инициатив ВС РФ, например, о введении института уголовного проступка, в полной мере соответствует принципам справедливости и гуманизма, закрепленным в статьях 6 и 7 Уголовного кодекса РФ.
Председатель Курского областного суда Олег Кравченко:
- Раньше у нас существовало понятие «кара». Если человек признавался виновным, осуждался к определенным наказаниям, считалось, то он несет кару со стороны государства, таким образом отвечает за содеянное. Статья 43 Уголовного кодекса 1996 года впервые ввела понятие так называемой «меры государственного принуждения». Само по себе это определение уже дистанцировалось от понятия «кары». Принципы государственного принуждения заключаются в первую очередь в восстановлении социальной справедливости, а также это исправление самого осужденного, превенция – общая и частная, а также пресечение совершения новых преступлений как этим лицом, так и другими. В дальнейшем с учетом концепции развития и уголовного законодательства, и судебной системы стал проявляться принцип гуманизма путем реализации вот этой новой нормы статьи 43.
Принцип гуманизма заключается в следующем: сократить количество лиц осужденных, изменить подход к понятию уголовного наказуемого деяния. Так, статья 14 Уголовного кодекса допускает понятие малозначительности, когда деяние, внешне содержащее признаки преступления, в силу своей малозначительности таковым считаться не может. Такие подходы необходимы, чтобы за преступление небольшой и средней тяжести, которые граничат промежуточно с административным нарушением, человек не получал судимость вкупе со всеми ее социальными последствиями и для него, и для всей его семьи, и для общества в целом. Зачем порождать в обществе большое количество осужденных? Это влечет социальный взрыв, бум, социальную напряжённость. Общество должно понимать, что суд гарантирует справедливый подход к ответственности за содеянное.
Что касается Курской области. Введены были новые институты. Ввели альтернативные меры пресечения: залог, домашний арест, запрет определенных действий. Законодатель сказал: необходимо активнее применять альтернативные меры пресечения, нельзя на стадии следствия считать обвиняемого виновным по умолчанию. На стадии предварительного расследования необходимо применять меру пресечения, которая будет способствовать справедливому рассмотрению в разумный срок, поэтому в Курской области подход был кардинально изменен: больше применять альтернативных мер пресечения – это либо запрет определенных действий, либо домашний арест.
На настоящий момент у нас удовлетворяемость ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу составляет чуть больше 80%. Не 90, не 95, не 100%. 80%. И это уже достойно. Причем, насколько я могу судить по статистическим данным, число лиц, которые берутся под стражу в зале суда при вынесении приговора, тоже сократилось. Мы, с одной стороны, сократили применение самой строгой меры пресечения и в то же время при вынесении окончательного решения меньше стали помещать под стражу лиц, то есть меньше осуждать к лишению свободы. То есть, если человек не совершал тяжкого деяния - лишь в исключительных случаях он должен пересекаться с местами лишения свободы. В Курской области по итогам 11 месяцев текущего года к лишению свободы (условному и реальному) осуждено 24% подсудимых. Все остальные приговоры - это альтернативные виды наказания, включая принудительные работы, прекращение дел за примирением сторон, меры уголовно-правового характера: судебный штраф, который не влечет назначения судимости. Мы должны стремиться к тому, чтобы человек не чувствовал себя ущемленным со стороны государства, зажатым. Люди должны понимать: степень ответственности зависит от совершенного. Наказание должно быть социально справедливым. Вот к этому мы стремимся.