Пять лет назад, 1 октября 2019 года, началась деятельность кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда. О роли этого события для российской судебно-правовой сферы, а также о промежуточных результатах их работы в юбилейном материале РАПСИ.
На 2024 год пришлись две круглые даты важнейших событий российской судебной сферы в этом веке. Десять лет назад произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, что дало начало ключевой фазе судебной реформы. А пять лет назад состоялась «процессуальная революция» — кульминация реформы, начатой экс-главой Верховного Суда (ВС) РФ Вячеславом Лебедевым: в России начали работать четырнадцать новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и два новых военных суда.
Это событие заслуживает особого внимания, ведь его воплощение в жизнь судьи, адвокаты, юристы и простые граждане ждали на протяжении 28 лет: концепция, включающая в себя идею создания судов общей юрисдикции без опоры на принцип административно-территориального деления государства, развивалась и обсуждалась еще с 1991 года.
«Процессуальная революция», сопровождавшаяся также масштабным пакетом поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства, унифицировавшим процессуальное законодательство, оказалась исключительной в своем роде реформой, поскольку вызвала почти только положительные отзывы среди специалистов разных сфер правовой деятельности. Ожидалось, что она обеспечит ключевую составляющую «святой троицы» правосудия: добавив к открытости и доступности судов, уровень которых уже к 2019 году в России занимал лидирующие позиции в Европе, гарантию их полной независимости.
В Верховном суде отмечали, что основная задача реформы — это создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».
Под запросами общества, в первую очередь, подразумевалась независимость судов. «Новая судоустройственная модель позволила исключить совмещение в одном суде нескольких инстанций по одним и тем же делам, укрепить независимость судей и повысить эффективность исправления судебных ошибок», — пояснили в Верховном суде.
Как отмечали в разговорах с РАПСИ юристы, многие давно ждали отделения кассационной инстанции в другой регион, ведь зачастую между судьями различных инстанций возникают профессиональные неформальные связи, они могут перерастать в дружеские либо враждебные отношения. Даже если в реальности такие факты не получали подтверждения, сама возможность подобных ситуаций несколько снижала уровень доверия.
Организованная Вячеславом Лебедевым реформа решила эту задачу наилучшим образом: судейский состав в новых судах сформирован судьями из самых разных регионов. К примеру, во Втором КСОЮ представлены судьи из 38 субъектов РФ, сопоставимые значения и в других новообразованных судах (например, в Четвертом КСОЮ — из 30 регионов).
Не менее важен профессиональный и интеллектуальный уровень этих судей. Все произошло, как и планировал Лебедев: «кассационные и апелляционные суды должны формироваться из наиболее квалифицированных судей, способных выявлять и устранять судебные ошибки». Апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции сегодня выделяются беспрецедентным качественным уровнем судей. Например, 29 судей (т.е. примерно четверть состава) Второго кассационного суда имеет ученую степень кандидата или доктора юридических наук.
Симптоматично, что и новый глава Верховного Суда РФ Ирина Подносова в 2018–2020 годах занимала должность председателя Второго апелляционного суда общей юрисдикции. Другими словами, апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции сегодня выступают во многом как институт отбора и доведения до высочайших кондиций элиты судейского корпуса всей страны.
Многие заметили, что Подносова после вступления в новую должность сразу продемонстрировала максимальную планку задач, далеко выходящую за привычные границы, начав реализовывать проект создания международной сети новых институтов правосудия и сразу добившись заметного повышения уровня взаимодействия и обмена опытом российской судебной системы с зарубежными партнерами. Однако менее известно, что подобную инициативность она демонстрировала и на посту председателя Второго апелляционного суда общей юрисдикции. Сопоставимые процессы развития происходят и в других новообразованных судах.
Свидетельство тому — статистические данные. В первом полугодии 2024 года Коллегия по уголовным делам ВС РФ рассмотрела 37 дел в отношении 55 лиц в апелляционной инстанции и 12 285 жалоб и представлений в кассационном порядке. Это на 21% и 24% соответственно меньше по сравнению с прошлым годом и на 42% (в части кассационного обжалования) меньше, чем в 2022 году.
Ни в одной другой государственной сфере деятельности нет сравнимых показателей за указанный период. При этом количество поданных кассационных жалоб и рассмотренных споров поступательно растет (что также свидетельствует о доверии к новым судам): в среднем примерно на 5–10% в год (например, в Четвертом КСОЮ количество кассационных жалоб выросло с 55 334 в 2020 году до 67 432 в 2022 году).
Важнейшим качеством независимости судов является то, что кассация стала эффективным механизмом выявления и исправления судебных ошибок. Крайне важно, что снижение обжалований решений кассационных судов при росте обращений в них сопровождается увеличением доли удовлетворения рассмотренных кассационных жалоб — это происходит на протяжении последних пяти лет регулярно и поступательно.
Согласно анализу статистики работы Судебной коллегии по гражданским делам ВС, чаще всего отменяются апелляционные определения (рост с 43,63% в 2021 г. до 46,59% в 2023 г.), а также решения судов первой инстанции (рост с 30,48% в 2021 г. до 32,56% в 2023 г.). Кассационные определения отменяются радикально реже (и число отмен снижается: 8,94% от общего количества отмен в 2021 г. до 6,67% в 2023 г.). Как следствие, большинство юристов признается, что возлагают надежды теперь именно на суд кассационной инстанции.
Таким образом, появление новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции можно назвать восклицательным знаком в завершении судебной реформы. Одним из ключевых признаков ее успешности является не имеющее аналогов в нашей истории стремительное улучшение отношения к судам среди россиян. За время реформы оно выросло более чем на треть: с 28% до 43%. Сегодня уже более 70% сограждан убеждены, что каждый может рассчитывать на справедливое рассмотрение своего вопроса в суде. По уровню доверия в обществе суды за последние годы вышли на лидерские позиции среди всех государственных институтов.
Напомним, что еще одной немаловажной новацией «процессуальной революции» стало введение в судах общей юрисдикции принципа «сплошной кассации»: коллегиальное рассмотрение жалоб в судебном заседании без какого-либо предварительного отбора — всех без исключения итоговых судебных решений по гражданским и уголовным делам, вступивших в законную силу. Внесенные поправки также унифицировали процедуру обжалования судебных актов в гражданском процессе по аналогии с арбитражным процессом, ввели новые процессуальные институты (например, институт группового иска) и расширили уже существующие.
Инициатор судебной реформы и в частности создания новых апелляционных и кассационных судов Вячеслав Лебедев отмечал, что особое внимание в их работе должно быть уделено своевременной публикации судебных актов в интернете, организации приема обращений в электронной форме, применению ВКС. В этой связи весьма воодушевляет преемственность стратегий глав Верховного Суда РФ: Ирина Подносова на своем новом посту почти сразу назвала цифровизацию ключевым трендом судопроизводства. А значит, дальнейшие перспективы развития кассационных судов и апелляционных судов общей юрисдикции выглядят исключительно многообещающе.