Уровень познаний и опыт Ларисы Долиной позволял ей понимать юридические последствия заключения договора купли-продажи квартиры, а введение певицы в заблуждение со стороны мошенников не может являться основанием для признания сделки недействительной, разъясняет Верховный суд (ВС) в опубликованном сегодня полном тексте определения по «делу Долиной». 


Заблуждение певицы 

Высшая инстанция напомнила, что заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной (часть 3 статьи 178 ГК РФ). 

«Заблуждение Долиной Л.А. относительно мотивов (обстоятельств, характеризующих основной мотив сделки), полагавшей, что она заключает оспариваемые договоры для пресечения совершаемых в отношении нее мошеннических действий, равно как и ее заблуждение относительно последствий, то есть в том, что совершенная сделка будет аннулирована, а право собственности на квартиру будет ей возвращено, в данном случае основанием для признания совершенной ею сделки купли-продажи недействительной являться не может», — указывает ВС. 

Понимание последствий

Верховный суд также отметил, что уровень познаний и опыт Долиной позволял ей понимать юридические последствия заключения договора купли-продажи недвижимости. 

На протяжении жизни певице с учетом объективной потребности в юридическом оформлении творческой деятельности, несомненно, приходилось заключать множество договоров и контрактов, обращает внимание ВС. 

«В таких условиях любое лицо, обладающее сходным с истцом уровнем познаний и опыта, проявляя должную степень осмотрительности и заботливости, ожидаемую от данного участника гражданского оборота при вступлении в правоотношения, объективно должно было осознавать наличие правовых последствий у каждой совершаемой им сделки как юридического акта», — следует из текста определения. 

Добросовестность Лурье 

В документе также разъясняется, что суд может отказать в признании договора недействительным, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью. 

Признание в аналогичных случаях сделки недействительной создает угрозу для стабильности гражданского оборота, способно подорвать доверие к сделке и повлиять на нормальную практику рыночного контрактирования, подчеркивает ВС. 

«Исходя из положений статьи 178 ГК РФ и ее взаимосвязи с основными положениями гражданского законодательства, оспаривание сделки при безупречном поведении (объективной и субъективной добросовестности) по общему правилу по мотиву заблуждения не допускается... При рассмотрении настоящего дела недобросовестного поведения Лурье П.А. при заключении оспариваемых сделок судами установлено не было», — уточняет высшая инстанция. 

Психологическое состояние 

Еще одной причиной, по которой договор купли-продажи квартиры Долиной мог быть признан недействительным, могла стать неспособность певицы в момент совершения сделки понимать значение своих действий и руководить ими (статья 177 ГК РФ). При этом особенным средством доказывания в таких делах выступает заключение судебной экспертизы, поясняет ВС. 

В настоящем деле Долина в суде первой инстанции отказалась от назначения в отношении нее судебной психолого-психиатрической экспертизы. 

При этом высшая инстанция отметила, что проведенная в рамках уголовного дела экспертиза состояния Долиной, установившая факт психологического воздействия на певицу, не подменяет собой заключение судебной экспертизы и не может подтверждать обстоятельства нахождения Долиной в момент совершения сделки в состоянии, в котором она не была способна понимать значение своих действий или руководить ими.

Во вторник ВС удовлетворил жалобу предпринимателя Полины Лурье и отменил решения нижестоящих судов о возврате квартиры в столичных Хамовниках певице Ларисе Долиной. Спор в части снятия с регистрационного учета Долиной и ее близких направлен на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. 

Подписаться на канал Верховного суда РФ в MAX >>> 

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>