Конституционный суд (КС) РФ обязал законодателей разработать порядок действий территориальной избирательной комиссии в случае выявления факта назначения одного гражданина в дни голосования наблюдателем на два или более участков. Об этом говорится в новом постановлении КС РФ № 50-П/2025, опубликованном на его официальном сайте.


Двойной наблюдатель

Как следует из материалов дела, накануне муниципальных выборов 2023 года в Московской области территориальная избирательная комиссия (ТИК) Ногинска установила, что один местный житель был назначен на дни голосования наблюдателем сразу в две участковые избирательные комиссии (УИК) — в одну от кандидата в депутаты, а в другую от партии. В связи с этим ему было отказано в допуске на тот участок, куда он явился в день выборов.

Заявитель обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие ТИК, поскольку, зная о том, что в две УИК назначен один наблюдатель, ее сотрудники не предприняли никаких действий, чтобы разрешить эту коллизию. Но суды отказали истцу в удовлетворении его требований.

После чего тот обратился в КС РФ, который, признав обоснованность жалобы заявителя, проверил конституционность пункта 4 статьи 30 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и установил, что оспариваемая норма не определяет порядка действий ТИК в случае выявления того, что один гражданин назначен наблюдателем более чем в одну УИК.

Устранение пробела

КС РФ отметил, что отсутствие нормы, определяющей порядок действий в таких случаях, свидетельствует о наличии конституционного пробела.

«Данный пробел порождает противоречивые интерпретации относительно возможности допуска наблюдателей в конкретные УИК, что может подвергнуть серьезным сомнениям итоги голосования», — передает пресс-служба КС РФ позицию суда.

Оспариваемая норма признана не соответствующей Конституции РФ.

КС РФ обязал законодателя принять меры к устранению выявленного пробела, а сам ввел временное регулирование до внесения соответствующих изменений. Согласно ему, при выявлении факта назначения одного наблюдателя в разные комиссии ТИК обязана предложить субъекту, назначившему наблюдателя, внести уточнения и направить их в конкретную комиссию. При обнаружении назначения различными субъектами одного наблюдателя в разные комиссии ТИК необходимо выяснить у них наличие письменного согласия наблюдателя, в соответствии с которым направить информацию о нем в конкретную УИК. Если несколько субъектов подтвердят наличие письменного согласия одного лица быть наблюдателем в разных УИК, такому лицу отказывают в осуществлении наблюдения.

Михаил Телехов

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>