В декабре прошлого года VIII Всероссийский съезд судей РФ утвердил новую редакцию Кодекса судейской этики. Только на первый взгляд данный документ является сугубо внутрикорпоративным и цеховым. Одна из причин обновления Кодекса – низкое доверие к судам в гражданском обществе.
Заместитель председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Татьяна Андреева, гость авторской программы Виталия Ушканова "Право знать", уточняет, что принципиально новая редакция Кодекса содержит "не просто набор деклараций, которые были в документе 2004 года, а формулировку правил поведения судьи как во время служебной, так и во внеслужебной деятельности".
Кроме того, документ содержит подборку рекомендаций для каждого судьи, позволяющих найти выходы из сложных жизненных и профессиональных ситуаций. "В первую очередь это сделано, чтобы не создавать конфликта интересов, не давать повода усомниться в беспристрастности правосудия и независимости судьи", - говорит Андреева.
Основная часть Кодекса – глава 3, где сформулированы постулаты независимости судей. В частности, именно там прописан принцип, что публичное обсуждение деятельности судьи и критика в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность решения по делу.
Означает ли это, что, войдя в процесс, судья должен наглухо изолировать себя от внешнего мира, чтобы не подвергаться никакому давлению? "Такая трактовка данного положения Кодекса чересчур упрощает проблему. Мы все равно читаем прессу, смотрим, что о нас пишут, и судья не может наглухо закрыться от всего. Важно, чтобы при рассмотрении дела судья принимал решение исходя из обстоятельств данного дела, а не делал выводы под влиянием того, что пишут или говорят, или из-за желания как-то о себе заявить", - продолжает зампред ВАС РФ.
Говоря о том, что судьи вправе критиковать коллег, Андреева подчеркивает, что критика должна осуществляться внутри судейского сообщества:" Здесь речь ведется даже не о критике, а о товарищеском профессиональном обсуждении общих вопросов".
Кроме того, в Кодексе теперь прописан и важный момент для" четвертой власти". Документ обязывает судей в целях объективного и достоверного информирования общества о деятельности судебной системы взаимодействовать с представителями СМИ.
"Думаю, что большинство судей готовы делать это, и уже делают это. Да, немалая часть судей при этом ограничивает собственную публичность рамками рассмотрения конкретного дела, но уже сейчас можно говорить и о позитивных изменениях – пояснениях прессе, комментировании вынесенных решений. Ведь если судьи будут молчать, пресса будет говорить за них. А это не правильно", - добавляет Андреева.