МОСКВА, 11 мая - РАПСИ. Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, обвиняемый в хищении 350 миллионов тонн нефти, заявил в суде, что компания ЮКОС была приобретена и приватизирована законным путем, передает корреспондент РАПСИ из зала Хамовнического суда Москвы.
Ходорковский и бывший глава МФО "Менатеп" Платон Лебедев в 2005 году были осуждены на восемь лет лишения свободы, в том числе за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В 2006 году против них было возбуждено второе уголовное дело по обвинению в хищении нефти, которое в настоящий момент рассматривается в столичном Хамовническом суде.
Во вторник генпрокуратура РФ приступила к допросу Ходорковского, до обеденного перерыва гособвинитель Валерий Лахтин задал подсудимому 17 вопросов, которые в основном касались этапов приобретения и приватизации ЮКОСа.
"Акции ЮКОСа были приобретены законным путем, и это операция никем и никогда не была оспорена", - сказал Ходорковский, отвечая на вопрос прокурора.
По словам Лахтина, в своих показаниях Ходорковский заявил, что инициатива по приватизации ЮКОСа исходила от правительства РФ, а прокурор попросил уточнить, кто именно обращался к Ходорковскому с таким предложением.
На это обвиняемый заявил, что не может "со стопроцентной уверенностью перечислить всех лиц, там был не один человек".
Ходорковский рассказал, что для сделки были собраны 11 человек, в том числе он сам, Платон Лебедев, а также заочно приговоренный к пожизненному лишению свободы бывший крупнейший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин.
Гособвинитель поинтересовался, какую сумму внес каждый из них для приобретения акций ЮКОСа, на что подсудимый пояснил, что сделка проходила в три этапа, а компания вместе с дочерними предприятиями была приобретена за 350 миллионов долларов. При этом экс-глава ЮКОСа отметил, что на этапе покупки акций ЮКОС и его "дочки" являлись убыточной компанией, их долги составляли около 2 миллиардов долларов.
Ходорковский также заявил, что иностранные банки не выдавали кредиты на приобретение акций ЮКОСа. "Мы использовали кредиты от российских банков, российских компаний", - сказал он.
На часть вопросов, которые касались структуры сделки, подсудимый ответить не смог, поскольку эти вопросы касались событий 10-15-летней давности.
"Очень трудно и вряд ли осмысленно вспоминать сегодня события 1995-1996 годов", - сказал экс-глава ЮКОСа.
По его мнению, прокуратура, задавая вопросы, вышла за рамки предъявленных ему обвинений.
"То, что мы сейчас разбираем - это не предмет судебного разбирательства", - отметил Ходорковский.
В ответ на это Лахтин заявил, что, на его взгляд, данные обстоятельства важны и имеют значение для рассматриваемого уголовного дела.
Подсудимый начал давать показания 6 апреля, а закончил свое выступление 30 числа. У второго фигуранта дела, бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, а также адвокатов обоих подсудимых не было вопросов к Ходорковскому, поэтому к допросу приступят гособвинители.
В ходе дачи показаний экс-глава ЮКОСа заявил о своей невиновности, отметив, что предъявленные ему обвинения в хищении нефти, а также прибыли с ее продажи, и неуплате налогов с прибыли так же нереальны, как встреча с инопланетянами.
Ходорковский сначала выделил 12 основных тезисов прокуратуры, которые подробно опроверг. Также он прибег к необычной форме защиты - самодопросу. Ходорковский задал сам себе 22 вопроса, которые касались практики нефтяного бизнеса - добычи, транспортировки, продажи нефти и нефтепродуктов, а также уплаты налогов. Обвиняемый, таким образом, хотел показать суду, что прокуратура считает преступлением обычную хозяйственную деятельность.
Затем экс-глава ЮКОСа прокомментировал каждое предложение из 150-страничной фабулы обвинительного заключения, в котором фигурировала его фамилия. Он отметил, что в фабуле не описаны конкретные его действия, которые следствие считает преступными, поэтому он даже не понимает, от чего должен защищаться.