МОСКВА, 22 июн - РАПСИ, Алена Егорова. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Москвы об отказе в признании недействительным предписания Госжелдорнадзора от 4 декабря 2009 года о запрете эксплуатации вагонов, входивших в состав "Невского экспресса", передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Таким образом, суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу РЖД.
Компания обжаловала решение арбитражного суда Москвы от 29 марта 2010 года. Тогда суд отклонил иск ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) о признании недействительным предписания Госжелдорнадзора, которым ведомство потребовало приостановить эксплуатацию вагонов типа 6141-92, входивших в состав "Невского экспресса".
Судья Ирина Блинникова вынесла решение, которым признала действия надзорного органа законными.
Суд 5 марта привлек к процессу в качестве третьего лица начальника пассажирского депо "Москва" Е.Бойкова, на чье имя было выдано предписание. Ранее в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), поскольку Управление государственного железнодорожного надзора (Госжелдорнадзор) не является юридическим лицом.
Представитель РЖД дважды заявлял ходатайства о рассмотрении дела в закрытом режиме, так как якобы будут озвучены сведения, составляющие коммерческую тайну РЖД. Судья Блинникова оба ходатайства отклонила.
Скорый поезд номер 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение вечером 27 ноября 2009 года. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной катастрофы стал теракт. Погибли 28 человек, ранения получили более 90. По одной из версий, большое количество пострадавших при крушении "Невского экспресса" объяснялось тем, что вагоны поезда имели конструктивные недостатки, в частности, крепление сидений к полу было недостаточно прочным.
Госжелдорнадзор, подразделение Ространснадзора, предписал не эксплуатировать вагоны модели 6141-92 "до выяснения причин и принятия мер по усилению креплений пассажирских кресел и решения вопросов по исключению падения багажа с багажных полок, а также проведения соответствующих испытаний после принятия мер на соответствие вагонов требованиям безопасности движения".
Представитель РЖД заявил в суде, что вагоны соответствуют установленным требованиям безопасности движения, что подтверждается сертификатом соответствия, выданным государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" (РСФЖТ).
По словам адвоката, предписание нарушает права РЖД, поскольку запрещает компании распоряжаться своим имуществом, что ведет к убыткам и невыполнению обязательств перед пассажирами.
Адвокат третьего лица ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (ТВЗ), производителя вагонов, поддержал позицию истца. Он сказал, что в настоящее время вагоны модели 6141-92 не производятся, было изготовлено только десять вагонов по заключенному с ОАО "РЖД" договору лизинга.
Представитель Ространснадзора сообщил в суде, что вагоны открытого типа модели 6141-92 испытаний не проходили, вместо них были испытаны вагоны пассажирские купейные с креслами для сидения модели 61-4170. В связи с этим РСФЖТ аннулировал сертификат соответствия на вагоны 6141-92, о чем сообщил Ространснадзору.
Представитель третьего лица РСФЖТ подтвердил, что сертификат действовал только до 23 августа 2009 года. Он также добавил, что вагоны пассажирские открытого типа модели 6141-92 были укомплектованы креслами, не прошедшими сертификацию на соответствие нормам безопасности, поэтому эксплуатация указанных вагонов не представляется возможной.
Суд первой инстанции в своем решении отметил, что "вопрос сертификации, испытаний и причинения вреда пассажирам в предмет доказывания по настоящему делу не входит и будет рассмотрен в рамках возбужденного уголовного дела по факту крушения пассажирского поезда номер 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург".
ОАО "РЖД" вскоре после подрыва поезда сообщило, что с 5 декабря "в составе поезда "Невский экспресс" вместо вагонов для сидения будут курсировать вагоны купейного типа сидячей модификации". Вместе с тем, компания уточняла, что замена вагонов связана с желанием компании "обеспечить моральное спокойствие пассажиров".
Девятый арбитражный апелляционный суд 8 июля рассмотрит жалобы ОАО "РЖД" и ОАО "ТВЗ" на другое решение московского арбитража, который оставил в силе первое предписание Госжелдорнадзора от 1 декабря 2009 года о запрете на эксплуатацию вагонов типа 6141-92. Арбитражный суд Москвы 1 марта отклонил иск ОАО "РЖД", требовавшего признать недействительным предписание на имя Михаила Акулова, вице-президента компании, ответственного за организацию перевозок пассажиров.