МОСКВА, 25 мая - РАПСИ. Экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, осужденных на 13 лет за хищение нефти и отмывание выручки, могут этапировать в любую из колоний на территории РФ, закон не предусматривает никаких запретов по этому вопросу, сообщил агентству РАПСИ/www.infosud.ru адвокат Константин Ривкин.
По его словам, служба исполнения наказаний обязана лишь выполнить постановление суда о том, что Ходорковский и Лебедев должны отбывать наказание в колонии общего режима.
Согласно вступившему 24 мая в силу приговору по второму делу, Лебедев выйдет на свободу в июне 2016 года, а Ходорковский - в октябре 2016 года. Оба уже отбыли более половины срока своего заключения, исчисляющегося с 2003 года, и, таким образом, имеют право просить об условно-досрочном освобождении (УДО).
"Каких-либо территориальных ограничений у ФСИН нет, поэтому можно лишь со 100-процентной уверенностью утверждать, что наши подзащитные будут находиться в колонии на территории Российской Федерации", - отметил Ривкин.
Согласно статье 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. После прибытия осужденного в колонию в течение десяти дней ФСИН уведомляет одного из родственников (по выбору осужденного), в каком исправительном учреждении тот находится.
Куда заблагорассудится
Ривкин напомнил, что до 2007 года УИК РФ предписывал этапирование осужденного в регион по месту жительства, либо близлежащий. Делалось это с целью лучшей адаптации заключенного и обеспечения возможности его посещения родственниками.
Эта норма, по мнению многих юристов, ущемляла права москвичей. Так как в российской столице нет колоний, их отправляли отбывать наказание туда, где были свободные места. Именно поэтому стала возможной отправка в 2005 году Ходорковского в колонию, расположенную в 550 километрах от Читы на окраине небольшого города Краснокаменск, а Лебедева - в поселок Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
В июле 2007 года в статью 73 УИК РФ (места отбывания наказания) были внесены изменения о порядке направления осужденных в колонии.
Данные поправки, по оценке Ривкина, лишь "развязали руки ФСИН РФ", поскольку теперь служба может направлять любого жителя России в любой регион страны, ссылаясь на отсутствие мест в колонии по месту его жительства.
"Поэтому мы можем лишь гадать, в какую колонию будут направлены наши подзащитные. На сегодняшний день ФСИН может загнать наших подзащитных, конечно, ограничиваясь пределами РФ, в любое место, хоть куда Макар коров не гонял", - рассказал защитник.
Горевший Краснокаменск не исключен
Адвокат разъяснил, что законодатель также не запрещает ФСИН направить Ходорковского и Лебедева для отбывания наказания в колонии, где они уже были по приговору по первому делу - в Краснокаменск и Харп соответственно.
"Никаких правовых ограничений для этапирования наших подзащитных в колонии, где они уже отбывали наказание, у службы исполнения наказания нет. Вариант, что Ходорковский окажется вновь в Краснокаменске, а Лебедев - в Харпе, я не исключаю", - сказал защитник.
Единственным препятствием для отправки Ходорковского в Краснокаменск, на его взгляд, может быть тот факт, что в ночь на 17 апреля в исправительной колонии выгорели все жилые корпуса, а также ряд хозяйственных и административных зданий и помещений. Пресс-секретарь Забайкальского УФСИН Оксана Кожемякина тогда сообщила, что из-за пожара часть заключенных пришлось перевести в другие исправительные учреждения.
"Возможно, что в колонии уже удалось возвести все постройки, что позволит службе исполнения наказания этапировать осужденных и туда", - полагает Ривкин.
Ходорковский, этапированный из Москвы в Краснокаменск 15 октября 2005 года, работал в колонии в швейном цехе учеником швеи-моториста. За время отбывания наказания экс-глава ЮКОСа дважды побывал в штрафном изоляторе за нарушение правил внутреннего распорядка - нахождение при нем неположенных документов и употребление пищи вне отведенного для этого места. Также Ходорковский получал выговоры, в том числе за оставление рабочего места. Эти административные взыскания, в том числе, послужили причиной отказа Ингодинского районного суда Читы в 2008 году в его условно-досрочном освобождении.
Этапированием займется Страсбург
Этапирование Ходорковского и Лебедева по первому делу стало предметом судебного разбирательства: адвокаты оспорили направление своих подзащитных в наиболее удаленные от Москвы регионы. В жалобе на действия ФСИН защита выражала сомнение в обоснованности этапирования экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "Менатеп" именно в Краснокаменск и Харп, не веря, что ни в одной другой колонии страны, располагающейся ближе к российской столице, не было свободных мест. ФСИН в суде заявил, что она в полном объеме выполнила требования законодательства и "не обязана применять индивидуальные решения по каждому осужденному". Замоскворецкий суд Москвы, а затем и Мосгорсуд сочли действия службы исполнения наказания законными и обоснованными.
"Этот факт мы отразили в своих жалобах в Европейский суд по правам человека. Вопрос об этапировании не стал предметом отдельной жалобы, мы дополнили свои претензии по этому поводу в уже принятые Страсбургским судом жалобы, однако суд, конечно, выскажет свою позицию - были ли нарушены права Ходорковского и Лебедева при направлении их в колонии, где их с трудом могли посещать адвокаты и родственники", - отметил Ривкин.