МОСКВА, 8 дек - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Арбитражный суд Москвы принял решение взыскать с ОАО "Туполев" в пользу ООО "МиГ-Финанс" около 192,884 миллиона рублей долга по договору целевого займа на доработку самолета Ту-334, передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru из зала суда.
Судья Ольга Лежнева удовлетворила иск частично: ранее истец увеличил исковые требования до 272,2 миллиона рублей. Суд отклонил встречное требование "Туполева" о недействительности расторжения инвестиционного соглашения между сторонами в 2010 году.
Подробности спора
Спор основан на займе, который был выдан ФГУП "РСК "МиГ", правопредшественником ОАО "Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ", компании "Туполев". Сторонами 19 ноября 2001 года было подписано соглашение, по которому РСК "МиГ" должна была инвестировать денежные средства в виде займа в работы "Туполева" по получению сертификата типа самолета Ту-334. В рамках дела рассматривается также требование "Туполева" о признании недействительным расторжения этого соглашения.
Как сообщили стороны в суде, общая сумма займа составляла около 15 миллионов долларов. "Туполев" и РСК "МиГ" также заключили лицензионное соглашение, по которому последнему передавалось право на производство самолетов Ту-334.
"Туполев" обязался возвращать полученные в виде займа инвестиции в рассрочку частями, эквивалентными 1% цены каждого проданного РСК "МиГ" (третьим лицом по делу) самолета Ту-334.
Стороны также договорились, что в случае издания органами государственной власти нормативно-правовых актов, лишающих РСК "МиГ" права изготовления самолета Ту-334, соглашение будет считаться расторгнутым после получения ответчиком от третьего лица соответствующего уведомления.
По мнению "МиГа", такое событие наступило в момент вступления в силу постановления правительства РФ номер 217 от 15 апреля 2005 года, которым производство Ту-334 было передано Казанскому авиационному производственному объединению имени С.П.Горбунова.
Однако, как заявил ответчик, РСК "МиГ" воспользовалась своим правом расторгнуть соглашение, направив соответствующее уведомление, только по истечении четырех с половиной лет, что повлекло необоснованное увеличение суммы подлежащих уплате ответчиком процентов за пользование заемными средствами.
Кроме того, по мнению "Туполева", данное постановление правительства вообще не могло служить основанием для расторжения контракта.
Первый круг разбирательств
Арбитраж Москвы рассматривает этот спор повторно.
В августе 2010 года РСК "МиГ" уступил Альфа-банку право требования по займу в размере 81,052 миллиона рублей. Так как задолженность не была погашена, Альфа-банк обратился в суд с иском к ОАО "Туполев".
В октябре 2010 года требования банка были частично удовлетворены, суд первой инстанции взыскал с "Туполева" 166,7 миллиона рублей, снизив размер процентов и неустойки.
В апелляционной инстанции была произведена замена истца на ООО "МиГ-Финанс", решение арбитража Москвы устояло. Но Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАСМО) в июне 2011 года отменил ранее вынесенные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
В постановлении суда кассационной инстанции указано, что нижестоящие инстанции не дали оценки ряду доводов сторон, кроме того, суд предложил рассмотреть вопрос об объединении этого дела с иском ОАО "Туполев" к РСК "МиГ" о незаконности расторжения инвестиционного соглашения от 19 ноября 2001 года.
Участники спора
Основными направлениями деятельности ОАО "Туполев" являются дальнейшее развитие программы семейства самолетов Ту-204/214 и Ту-334, разработка грузового самолета среднего класса Ту-330 и регионального и административного самолета Ту-324, а также работы по практическому внедрению в эксплуатацию самолетов на альтернативных видах топлива. Компания также рассматривает вопросы модернизации самолетов дальней авиации и авиации ВМФ. 95,52% акций "Туполева" принадлежат Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
АО "РСК "МиГ" - ведущий вертикально интегрированный холдинг российской авиационной отрасли, официальный головной контрактор министерства обороны РФ. Продукция предприятия включает современные истребители-перехватчики, многофункциональные боевые самолеты, легкие самолеты общего назначения, поставляемые как для нужд российской армии, так и на экспорт.