МОСКВА, 24 фев - РАПСИ. Ространснадзор подал апелляционную жалобу на решение суда об отмене предписания, обязавшего компании аэропорта "Домодедово" после теракта в январе 2011 года незамедлительно принять меры по обеспечению 100-процентного досмотра всех лиц на входах в здание аэропорта, сообщил агентству РАПСИ/rapsinews.ru представитель суда.

Взрыв в международном терминале московского аэропорта "Домодедово" произошел днем 24 января прошлого года. По данным следствия, террорист-смертник, находившийся в толпе встречающих, привел в действие начиненное металлическими поражающими элементами взрывное устройство. Его мощность составила до 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва 37 человек погибли, 117 получили ранения различной степени тяжести. По данным источника, близкого к расследованию, смертником был уроженец Ингушетии 21-летний Магомед Евлоев.

Дата рассмотрения Десятым арбитражным апелляционным судом жалобы управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Ространснадзора пока не определена.

В январе суд возвратил Ространснадзору жалобу на решение суда об отмене предписания.

В определении суда говорится, что апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд. Согласно сведениям, указанным на конверте, в котором направлялась апелляционная жалоба, указанная жалоба направлена административным органом в адрес Десятого арбитражного апелляционного суда.

Суд посчитал, что при указанных обстоятельствах апелляционная жалоба, поданная непосредственно в арбитражный суд апелляционной инстанции в нарушение части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подлежит возвращению заявителю.

Арбитражный суд Московской области 22 ноября 2011 года по заявлению компаний аэропорта "Домодедово" - ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити", ЗАО "Домодедово Пэссенджер Терминал" и компании Airport Management Company Ltd, занимающихся, в том числе вопросами обеспечения безопасности аэропорта отменил предписание Ространснадзора. Арбитраж Подмосковья повторно рассматривал заявление компаний "Домодедово" и принял такое же решение, что и в первый раз.

В ходе предварительных слушаний 3 ноября прошлого года представитель истца заявил ходатайство о проведении слушаний в закрытом режиме. Свою просьбу юрист мотивировал тем, что в ходе слушаний могут быть "озвучены сведения, составляющие коммерческую тайну".

В предписании, которое было вынесено 27 января 2011 года, говорилось также, что в аэропорту "Домодедово" необходимо провести категоризацию объектов, произвести оценку уязвимости объектов и транспортных средств, разработать план обеспечения транспортной безопасности.

Спор в Верховном суде

Верховный суд (ВС) РФ в декабре 2011 года оставил без удовлетворения заявления компаний аэропорта "Домодедово", которые требовали отменить приказ Минтранса РФ, установивший в феврале 2011 года требования по обеспечению транспортной безопасности в аэропортах. Таким образом, судья Николай Романенков подтвердил законность действующих правил об обеспечении безопасности в авиационных узлах, которые обязывают следить за порядком не только силовиков, но и других работников аэропортов.

Согласно поданному в суд заявлению, оспариваемый акт является обязательным для исполнения всеми транспортными субъектами, которыми являются заявители.

В иске отмечалось, что деятельность заявителей не связана с обеспечением транспортной безопасности. Тем не менее, по мнению представителя заявителей, формально на них накладываются обязанности правоохранительных органов - то есть пресечение попытки теракта, выявление лиц или действий, признаков подготовки к совершению террористического акта и другие подобные действия.

При этом сотрудники субъектов транспортной инфраструктуры даже не уполномочены задерживать вызывающих подозрение лиц и изымать у них какие-либо предметы, пояснил представитель истцов Владимир Кочетов.

Основным оспариваемым пунктом является пункт 4, где указано, что требования приказа - обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (ТИ) и распространяются на всех юридических и физических лиц, находящихся на объекте ТИ, сказал Кочетов.

Представитель заявителя отметил, что в настоящее время безопасность обеспечивается специальными службами аэропортов и авиационных предприятий, а также уполномоченными подразделениями госорганов.

Также представителей заявителей смущает указанный в приказе термин "потенциальный нарушитель", наличие которого противоречит и Уголовному кодексу РФ и Кодексу об административных правонарушениях РФ.

Первый круг разбирательств

Арбитражный суд Московской области 8 апреля 2011 года удовлетворил заявление структур аэропорта "Домодедово".

Суд признал недействительным предписание управления Ространснадзора, которое после теракта в аэропорту 24 января 2011 года выявило нарушения в его системе обеспечения безопасности. Апелляционная инстанция 9 июня прошлого года оставила в силе решение суда первой инстанции.

По мнению судов, Ространснадзор издал предписание в адрес руководителей аэропортов московского аэроузла об обеспечении 100-процентного досмотра пассажиров, посетителей и вещей, находящихся при них, при входах в аэровокзальные комплексы аэропортов, но действующее законодательство не предусматривает обязанность субъектов транспортной инфраструктуры или служб авиационной безопасности аэропортов по сплошному (100%) досмотру лиц.

Таким образом, контроль допуска граждан в аэровокзал, досмотр лиц на входах, при возникновении угрожающей обстановки, является правом администрации аэропорта, а не обязанностью, отмечается в решении суда.

Административный орган не согласился с данными выводами суда первой инстанции. Ространснадзор считает, что при поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра и в таких случаях принятие мер, направленных на усиление досмотра является не правом, а обязанностью служб авиационной безопасности.

Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАСМО) 17 августа 2011 года отменил ранее принятые судебные акты по этому делу и отправил его на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Тем самым кассационный суд удовлетворил жалобу управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Ространснадзора.

Выводы кассационной инстанции

В постановлении ФАСМО говорится о двух основаниях отмены актов нижестоящих инстанций. Одно из них процедурное - в материалах дела отсутствует протокол заседания в первой инстанции, что является безусловным основанием для отмены решения суда.

Одновременно кассационный суд указал, что ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" является лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности. При этом реализуя право на занятие такой деятельностью, общество приобретает специальный статус, в связи с чем наделяется соответствующими правами, обязанностями и ответственностью.

Кассационный суд указал, что "входящее в правоотношение начало публичности, которое есть в то же время начало общественности, придает праву характер обязанности". При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, рассмотреть спор в соответствии с нормами процессуального и материального права, проанализировав при рассмотрении спора по существу сочетание прав и обязанностей в сфере публичных правоотношений, отметил кассационный суд.