АСТРАХАНЬ, 26 апр - РАПСИ. Первое заседание суда по иску экс-кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина к горизбиркому завершено, перерыв объявлен до пятницы, слушание продолжится изучением доказательств по делу, в первую очередь - просмотром видеоматериалов с веб-камер на избирательных участках, сообщила присутствующим на процессе судья Ольга Морозова, ведущая это дело.
Шеин 4 марта проиграл выборы единороссу Михаилу Столярову. Он не согласился с итогами голосования, заявил о нарушениях при подсчете голосов и вместе со сторонниками 40 дней проводил "политическую голодовку", требуя от ЦИК предоставить записи с веб-камер, подтверждающие, по его мнению, факты нарушений.
Затем он подал в Кировский районный суд Астрахани иск о признании результатов выборов недействительными. Однако суд на предварительном собеседовании не принял видеоматериалы, а самостоятельно истребовал их в Минкомсвязи.
"Видеоматериалы уже находятся в Астрахани. Их направили сюда фельдсвязью. Вскрывать пакет мы будем завтра здесь, в присутствии сторон", - сообщила Морозова во время первого заседания по делу, состоявшегося в четверг.
Этот день мы приближали как могли
Первое слушание по существу этого дела вызвало у здания Кировского районного суда Астрахани еще больший ажиотаж, чем приход Шеина в день подачи иска или первые предварительные слушания. За полчаса до начала заседания у входа уже собралась большая группа журналистов, представляющих как местные, так и общероссийские, и международные издания, и не меньшая группа сторонников Шеина, включающая как непосредственных участников избирательного процесса (наблюдателей и членов комиссий), так и любопытствующих, блогеров-ретрансляторов с оппозиционной символикой на одежде, и даже нескольких бойких старушек.
"Мы обязаны там быть, нам нужно присутствовать обязательно! Мы так за голодовку переживали, так ждали этого суда!" - объясняли они, прорываясь сквозь очередь к турникету на проходной.
Желающих попасть на заседание оказалось так много, что зал заседаний заполнился еще задолго до появления участников процесса, и многим пришлось стоять в коридоре. По причине многолюдности произошли и первые эксцессы: зрители, которым перекрывал обзор строй операторов с видеокамерами, начали перемещаться, пересказывать друг другу недослышанные фразы, а затем в голос комментировать выступающих.
По этой причине суд сначала принял решение удалить большую часть прессы, позволив сделать только протокольную фото- и видеосъемку предварительной части заседания. Затем, когда возгласы из зала, звонки мобильных телефонов и разговоры в рядах зрителей продолжились, из помещения вывели всех, кто не имел прямого отношения к рассматриваемому делу. После перерыва работа пошла менее нервозно и более конструктивно.
Нужное и ненужное
Первую часть заседания стороны посвятили обращениям и ходатайствам. Адвокаты Шеина попросили суд истребовать у ответчика солидный пакет документов, касающийся выборов, в том числе копии протоколов с избирательных участков и территориальных комиссий, сводных таблиц, а также полных заверенных списков избирателей.
Мотивировали это представители истца тем, что "информация в этих документах не соответствует данным в копиях протоколов, выданных наблюдателям, и данным системы ГАС "Выборы".
Суд удовлетворил большинство требований, но отказал в приобщении к делу двух видов доказательств: списков избирателей, поскольку там содержатся персональные данные, охраняемые законом, и дополнительных видеозаписей, сделанных не веб-камерами, а непосредственно сторонниками Шеина на участках.
Несмотря на то, что суд предложил вернуться к вопросу о приобщении этих материалов после просмотра записей с веб-камер, если их окажется недостаточно, отказ вызвал бурный протест со стороны истца. Шеин тут же подал новое ходатайство - об отводе судии вследствие ее "необъективности".
Процедурные вопросы
После того, как отвод судьи был отклонен, стороны получили возможность выступить с обоснованием своей позиции и задать друг другу вопросы. Но основные споры сконцентрировались вокруг разного понимания сторонами терминов "нарушение процедуры", "нарушение порядка подсчета" и "нарушение избирательного законодательства", а также того, является ли каждое из этих нарушений основанием для признания результатов выборов недействительными.
Единственной наиболее явной "победой" адвокатов истца стала "атака" на представителя горизбиркома, в ходе которой они добились согласия с одним из основных своих доводов - что отказ участковой избирательной комиссии в пересчете бюллетеней членам УИК, настаивающим на проверке, является незаконным. На подобные отказы наблюдателям и членам комиссий от "Справедливой России" Шеин неоднократно указывал после подведения итогов выборов.
Комментируя журналистам итоги первого заседания, экс-кандидат сообщил, что огорчен как удалением прессы, так и отказом приобщить к делу списки избирателей. По его мнению, с помощью списков гораздо легче выявить несоответствия между официальными итоговыми протоколами избирательных комиссий и "реальными результатами голосования". Также он отметил, что уже завтра, после изучения государственного видео с ряда участков Кировского района Астрахани, намерен вновь поднять перед судом вопрос о приобщении дополнительных видеозаписей, сделанных его сторонниками.
"У нас есть претензии по участкам, на которых подсчет голосов велся либо вне зоны видимости веб-камер, либо веб-камеры там были вообще отключены. Поэтому наше видео очень важно для понимания происходящего и является важным доказательством допущенных нарушений", - пояснил он.