МОСКВА, 26 сен - РАПСИ. Российские адвокаты, опрошенные в четверг РАПСИ, поддерживают рекомендацию президента РФ Владимира Путина Верховному суду РФ об анализе судебной практики по делам об условно-досрочном освобождении (УДО).
Такая рекомендация была дана по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 4 сентября 2013 года, сообщается в четверг на сайте Кремля.
Практика, отличная от закона
В последнее время судебная практика по УДО носит искаженный характер, в том смысле, что отличный от закона, считает адвокат Александр Гофштейн. Он пояснил, что по закону для УДО не требуется, чтобы гражданин получил какие-либо награды или имел особые заслуги перед администрацией колонии, где он отбывает срок, а необходимо отсутствие взысканий.
"Гражданин должен доказать, что он имеет возможность верно ориентировать свою личность в обществе, он должен вновь стать как все. В этом смысл закона. Но этим законом пренебрегают. И возможность выйти по УДО получают не многие и часто не те, кто этого действительно заслуживает", - уверен юрист.
Гофштейн надеется, что поручение президента связано с осознанием "необходимости приведения практики УДО в соответствие с идеей, которую изначально заложил законодатель, предусмотрев такую привилегию для заключенных, как УДО".
Слишком многие в заключении
Адвокат Николай Клен, в свою очередь, также убежден в том, что вопрос об УДО нуждается в усовершенствовании. "У нас слишком много людей находится в заключении. Когда человек совершил нетяжкое преступление и раскаивается, то в отношении него можно применять другие меры наказания. Путин ставит этот вопрос на обсуждение", - считает адвокат.
Он отметил, что при этом все подобные дела рассматриваются в индивидуальном порядке. "Но наше уголовное законодательство должно быть более гуманным", - уверен адвокат.
Просто следовать закону
При этом адвокат Ирина Хрунова не считает рекомендацию проанализировать практику новшестом. "Ведь все, что необходимо для людей, уже прописано в законе. Проблема в том, что наши суды не реализуют и не используют закон", - сказала адвокат.
Она посетовала, что последствием рекомендации вряд ли станет что-то, что изменит правоприменительную практику в РФ.
В ожидании рекомендаций судам
Вместе с тем ее коллега, адвокат Роман Головкин, отмечает, что, на его взгляд, за последние несколько лет практика не поменялась - "она как была, так и осталась плохой".
Он положительно оценил саму инициативу об обобщении судебной практики. "Может, на основании общих выводов будет принято решение о необходимости изменения ситуации. После обобщения судебной практики ВС сможет подготовить для судов более четкие рекомендации по рассмотрению ходатайств об условно-досрочном освобождении", - отметил адвокат.
Взыскания как препятствие освобождению
По мнению адвоката Анны Ставицкой, вопросы УДО зачастую решаются судами произвольно и с нарушениями, что требует обобщения и создания единообразной практики.
Так, по ее словам, один из ее клиентов - осужденный по делу о хищении 20 миллионов долларов со счета Центрального банка Туркмении Савелий Бурштейн - после освобождения по УДО в Тамбовской области был объявлен в розыск и снова задержан.
"Его отпустили в сентябре. Он отмечался у инспектора и с его разрешения даже выезжал за границу, а через восемь месяцев был задержан. Оказалось, что прокуратура подала надзорную жалобу в Тамбовский областной суд, и президиум суда отменил решение об УДО Бурштейна, а дело отправил на новое рассмотрение. И уже заочно ему было отказано в освобождении, а сам он объявлен в розыск. При этом суд даже не уведомил инспектора, у которого отмечался Бурштейн", - сказала Ставицкая.
После ареста к сроку Бурштейна были добавлены проведенные на свободе месяцы, а также наложены взыскания, из-за чего повторно просить о досрочном освобождении он не сможет. "О подобных взысканиях говорят и другие мои подзащитные: часто их налагают именно для того, чтобы человек не мог освободиться досрочно", - сказала Ставицкая.