С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 окт – РАПСИ, Кирилл Чулков. Конституционный суд РФ (КС) в открытом заседании во вторник проверит конституционность статьи 159.4 Уголовного кодекса (УК) РФ «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», которая в настоящее время предусматривает более мягкие наказания, чем общая норма УК РФ о мошенничестве, говорится в материалах суда.
Поводом для рассмотрения дела в КС стал запрос Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа (копия запроса имеется в распоряжении РАПСИ). Суд рассматривает дело предпринимателя Слепцова, генерального директора ООО «Бизнес Ямал». Слепцов якобы присвоил почти 7,5 миллионов рублей клиентов своей фирмы, заключив договоры на поставку стройматериалов и выполнение подрядных работ.
Обвинение Слепцову было предъявлено по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Однако гособвинитель в судебных прениях переквалифицировал действия Слепцова на часть 3 статьи 159.4 кодекса «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере», с чем не согласились потерпевшие по делу. Салехардский городской суд приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС.
Оспариваемая норма - статья 159.4 УК «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» - появилась в кодексе в 2012 году. Заявитель полагает, что норма нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и ущемляет права потерпевших (статьи 19 и 52 Конституции РФ). По его мнению, норма УК РФ предусматривает «чрезмерно мягкие санкции, которые заведомо несоразмерны (неадекватны) общественной опасности такого рода преступлений».
Как отмечается в запросе, оспариваемая в КС статья уголовного закона является специальной по отношению к описывающей ряд «общеуголовных» мошенничеств статье 159 УК РФ. Санкция по части 3 оспариваемой статьи 159.4 предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы, тогда как по части 4 статьи 159 УК - до 10 лет лишения свободы. В случае назначения реального наказания за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности осужденные отбывают его в колонии-поселении, тогда как осужденные по части 4 статьи 159 УК попадают в колонии общего режима.
«Для разумного и беспристрастного наблюдателя не ясно, по каким причинам индивидуальные предприниматели и сотрудники коммерческих организаций в рамках уголовно-правовых отношений выделены в «привилегированное сословие». Какими-либо общепризнанными морально-этическими и нравственными соображениями такое решение законодателя не оправдано», - говорится в запросе Салехарского городского суда. При этом заявитель отдельно отмечает, что совершаемые предпринимателями хищения представляют не меньшую, а порой гораздо большую общественную опасность, чем «общеуголовные» мошенничества.