МОСКВА, 19 мая - РАПСИ, Алексей Афонский. Конституционный суд (КС) РФ во вторник начал рассмотрение жалобы гражданина Белоруссии Сергея Лярского на несоответствие, по его мнению, ряда положений Налогового кодекса (НК) РФ Конституции, передает корреспондент РАПСИ из московского представительства КС РФ.
Лярский обратился в КС РФ с жалобой на две статьи НК РФ, регулирующие налоговый статус иностранцев, проживающих в России, и порядок уплаты ими налогов в российский бюджет (пункт 2 статьи 207 и статью 216 кодекса). По мнению заявителя, положение российского законодательства, устанавливающее в качестве обязательного требования для претендентов на статус налогового резидента непрерывное проживание на территории РФ в течение 183 дней в рамках одного календарного года, нарушает его право не подвергаться двойному налогообложению.
В 2010 году Лярский устроился на работу в одну из московских компаний, в результате чего с него был взыскан налог на доходы физических лиц по ставке 30%, поскольку он не являлся резидентом РФ. Сам гражданин Белоруссии был уверен в обратном, поскольку, по его мнению, прожил в России необходимый для получения статуса резидента срок. В 2011 году он обратился в налоговую инспекцию для пересчета суммы необходимого к уплате налога (по ставке 13% вместо предусмотренной для иностранцев 30%) и возврата уплаченных сверх нее средств, однако чиновники не согласились с ним, утверждая, что вместо положенных 183 дней в рамках одного календарного года он находился в РФ только 172 суток. Аналогичную позицию заняли и суды различных инстанций, куда Лярский обращался для разрешения спора с налоговиками.
В своем обращении в КС Лярский также сослался на положения Протокола к Соглашению между правительствами РФ и Белоруссии от 1995 года, направленного на избежание двойного налогообложения. Указанные заявителем нормы позволяют рассчитывать требуемые 183 дня в рамках 12-ти следующих друг за другом месяцев, с возможностью переноса их из одного календарного года в другой.
Трудности подсчета
Состоявшееся во вторник заседание прошло в отсутствие заявителя. В нем приняли участие представители стороны, принявшей и подписавшей оспариваемый акт. Почти все они признали имевшуюся в деле Лярского судебную ошибку, вызванную неправильным толкованием судами норм закона, однако обратили внимание на то, что это обстоятельство не делает оспоренные заявителем положения НК РФ противоречащими Конституции.
Полномочный представитель Госдумы в КС РФ Дмитрий Вяткин отметил, что международное соглашение между Россией и Белоруссией, позволяющее переносить срок пребывания кандидата в резиденты в стране из одного года в другой, имеет приоритет над национальным законодательством, а потому дело Лярского должно быть пересмотрено в судебном порядке. Но, вместе с тем, положения кодекса следует признать конституционными.
Представитель Совета Федерации Алексей Александров обратил внимание суда на то, что в российском законодательстве налоговый период не всегда совпадает с календарным годом. Так, иногда периодом ддя исчисления налога является квартал или месяц. В случае с НДФЛ налоговый период идентичен календарному году, однако это не имеет значения, поскольку критерием определения статуса иностранного гражданина является срок его нахождения в России. При этом Александров подчеркнул, что статус резидента действует наперед и предоставляет его обладателю право требовать пересчета налоговых выплат в отношении будущих, а не уже прошедших периодов.
Полпред президента в КС Михаил Кротов в своем выступлении коснулся отдельных положений межправительственного соглашения. Благодаря ему, граждане Белоруссии получают налоговые привилегии по сравнению с гражданами других стран. Так, для получения статуса налогового резидента им необходимо всего лишь заключить с российским работодателем трудовой договор сроком не менее, чем на 183 дня. В этом случае они сразу становятся резидентами РФ и имеют право на уплату налога по ставке 13%, а не по предусмотренной для иностранцев ставке 30%. То, что это не было сделано в отношении Лярского, говорит о нарушении его прав в конкретном случае и необходимости пересмотра ранее принятых в отношении него решений, но не о неконституционности оспоренных норм НК РФ.
Полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский, в свою очередь, указал на имеющиеся в деле Лярского нюансы. По его словам, заявителю стоило обратиться в налоговые органы с требованием перерасчета налоговых платежей годом позже - в 2012 году, поскольку окончание его 183-дневного пребывания на территории РФ пришлось на 2011 год. По мнению Барщевского, Лярский элементарно поторопился, чем и вызван отказ в перерасчете его платежей.
Представитель российского генпрокурора в суде Татьяна Васильева заявила о необходимости соблюдения законодателем требования к ясности положений закона, что в данном случае было сделано не в полной мере, и в итоге привело к судебным разбирательствам. А представитель Минюста Мария Мельникова выразила мнение, что проблема заключается в несовершенном алгоритме применения налоговых правил, регулирующих статус проживающих в России иностранцев.