МОСКВА, 29 мая – РАПСИ. Нынешние условия предоставления мер социальной поддержки чернобыльцам, проживавшим в зоне отселения, законны. Данная правовая позиция содержится в определении Конституционного суда (КС) РФ №1007, опубликованном на сайте КС в пятницу.
Своим определением КС отказался принять к рассмотрению жалобу жительницы Брянской области Аллы Николаевой на нарушение ее конституционных прав положением части 2 статьи 22 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
История вопроса
С 1988 по 1990 год Николаева проживала в поселке Мирный, который был отнесен к зоне отселения. Затем, но уже по новому месту жительства, она состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и была включена в общий список очередников, а также значилась в списке первоочередников, как прибывшая из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Николаева также была участником подпрограммы в рамках ФЦП «Жилище», но впоследствии отказалась от получения жилищного сертификата. Тогда же она была исключена из списка участников подпрограммы, а затем снята с учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. При этом она осталась в общей очереди и списке первоочередников.
Суды всех уровней подтвердили правомерность действий органов исполнительной власти. Закон предоставляет право на меры соцподдержки, в том числе и по обеспечению нуждающихся жильем, только тем переселившимся в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших оттуда, кто получил право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в этой зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения. Заявительница жила в зоне отселения 2 года, имеет право на назначение пенсии со снижением на 1 год, то есть в 54 года. До назначения пенсии ей не могут быть предоставлены указанные меры соцподдержки.
Однако Николаева посчитала, что закон нарушает ее права, и обратилась в КС.
Позиция суда
Конституционные судьи в своем определении отметили, что установленная законом дифференциация мер соцподдержки основана на объективных критериях, таких как уровень радиоактивного загрязнения территории, на которой проживают или с которой добровольно выезжают граждане.
Связывая предоставление мер соцподдержки с наличием такого условия как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени проживания в зонах радиоактивного загрязнения, законодатель учитывал, что эти граждане не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и осознавая наличие и степень риска проживания на такой территории, переселились туда добровольно.
Целью же существующего правового регулирования является предупреждение возможных злоупотреблений со стороны граждан и обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.