МОСКВА, 20 янв – РАПСИ. Закрепляя ответственность плательщиков страховых взносов за правонарушения, действующее законодательство не дает возможности варьировать размер наказания за конкретные из них. Это положение следует изменить. Данная правовая позиция содержится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ №2-П, которое в среду было опубликовано на сайте суда.
КС проверял конституционность подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области. Дело рассматривалось без проведения публичных слушаний. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Без вариантов
Решением Управления Пенсионного фонда РФ по городу Пензе за неполную уплату страховых взносов была оштрафована Медико-санитарная части № 58 ФСИН, говорится в материалах дела. За аналогичное правонарушение была наказана и средняя общеобразовательная школа № 2107 Москвы. Посчитав штрафы незаконными, учреждения обратились в суды.
Арбитражные суды Пензенской области и города Москвы приостановили производство по делам и обратились в КС РФ. Они указали на смягчающие обстоятельства в делах заявителей, совершивших данные правонарушения впервые. Медсанчасть незамедлительно и добровольно уплатила взносы, начисленные по итогам проверки. У общеобразовательного учреждения велась реорганизация, в штате отсутствовал бухгалтер и был произведен снос здания.
Суды пришли к выводу, что после внесения изменений в ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ…» у органов Пенсионного фонда исчезла обязанность устанавливать смягчающие обстоятельства, что лишает арбитражные суды возможности оценить принятые ненормативные акты на предмет соразмерности, справедливости и адекватности назначенной финансовой санкции. Заявители посчитали, что имеющаяся неопределенность противоречит Конституции РФ.
Позиция суда
Конституционные судьи с коллегами согласились. В силу положений Основного закона соразмерность правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…», закрепляя ответственность плательщиков страховых взносов за правонарушения, не дает возможности варьировать размер наказания за конкретные правонарушения. Штрафы для плательщиков сборов ограничены максимальным пределом, но при этом они могут достигать значительных размеров, а допустимая отсрочка по уплате не влияет на размер санкции.
Такой правовой механизм не способен в полной мере обеспечить адекватность применяемого наказания, следовательно, не достигает цели обеспечения баланса конституционно значимых целей и ценностей, говорится в постановлении КС.
Отмена законоположений о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов и не соответствует Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства о страховых взносах, чтобы индивидуализировать ответственность. Необходимо установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, определять условия для его снижения, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.
Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах санкции, посчитал КС.