МОСКВА, 9 фев – РАПСИ. В УПК РФ содержится запрет допрашивать адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известны по уголовному делу. Он распространяется на обстоятельства любых событий – безотносительно к тому, имели они место до или после того, как адвокат был допущен к участию в деле в качестве защитника.

Данная правовая позиция Конституционного суда (КС) РФ содержится в определении №76-О, которое во вторник было опубликовано на официальном сайте суда.

КС проверял конституционность положения части 4 статьи 49 УПК РФ по жалобе бизнесмена Василия Буркова.

В ходе следственных действий по делу Буркова – президента крупнейшего в Курганской области ТРЦ «ГиперСити», обвиняемого в преднамеренном банкротстве, его адвокат был признан соучастником, следует из материалов дела. Это стало возможным по итогам проведения обысков у адвоката, изъятия документов входящих в адвокатское производство и компьютера.

Правоприменители сослались на то, что адвокат еще не приобретал статуса защитника, поскольку не предъявил им удостоверения и ордера на защиту, а потому изъятые документы не могут относиться к адвокатской тайне.

Суды признали Буркова виновным, а его адвоката уличили в пособничестве, поддержав действия следователей.

Бурков обратился в КС, посчитав, что оспариваемая норма позволяет не относить к адвокатской тайне сведения, собранные адвокатом при оказании помощи своему клиенту до предъявления следователю удостоверения адвоката и ордера, и фактически обязывает обвиняемого согласовывать со следователем выбор защитника и уведомлять о действиях по своей защите.

Конституционные судьи в итоге заступились за адвоката, указав, что неопределенности в оспариваемой норме нет, а в УПК РФ содержится запрет допрашивать адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известны по уголовному делу. И данный запрет распространяется на обстоятельства любых событий – безотносительно к тому, имели они место до или после того, как адвокат был допущен к участию в деле в качестве защитника. Юридическая помощь адвоката в уголовном деле не ограничивается процессуальными и временными рамками, напомнил КС. Она включает возможные предварительные консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки, составление заявлений, жалоб и иных документов правового характера.