САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ признал, что органы местного самоуправления могут оспаривать результаты определения кадастровой стоимости крупного земельного участка, если она была существенно снижена по инициативе собственника земли, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Таким образом, КС признал норму Федерального закона (ФЗ) РФ "Об оценочной деятельности", согласно которой органы местного самоуправления могут оспорить результаты определения кадастровой стоимости только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, неконституционной в той мере, которая ущемляет правомерные интересы муниципалитетов в кадастровых спорах.
Соответствующее решение было принято КС после рассмотрения заявления администрации города Братска. Его суть была в том, что при оценке стоимости земельного участка, на котором расположен лесопромышленный комбинат группы компаний ИЛИМ, комиссия установила рыночную цену участка в 15 раз меньшую его прежней кадастровой стоимости - 7 миллиардов рублей. А одним из источников доходов муниципального бюджета являются поступления от земельного налога, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. И, соответственно, поступления в бюджет от лесопромышленного комбината уменьшились в 15 раз.
Администрация Братска пыталась в суде оспорить решение комиссии, но по закону «Об оценочной деятельности» кадастровая стоимость может быть пересмотрена только по заявлению собственника участка. По мнению муниципалов, часть 1 статьи 24.18 ФЗ РФ "Об оценочной деятельности" не позволяет им оспаривать результаты определения кадастровой собственности немуниципальной земли, что отнимает у них право на судебную защиту. Муниципалы посчитали, что это противоречит Конституции РФ, и обратились в КС РФ.
По мнению КС РФ, оспоренная норма призвана сбалансировать интересы публичных властей и налогоплательщиков. Если бы муниципальное образование имело возможность оспаривать любое решение по определению кадастровой стоимости, это соотношение было бы нарушено. В качестве общего правила, гласит постановление КС, спорное положение не противоречит Конституции РФ.
В то же время КС признал, что значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка (особенно если он крупный и используется для предпринимательской деятельности) может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. Таким образом спорная норма не обеспечивает муниципалитету возможности полноценно обосновать свою позицию перед комиссией, определяющей кадастровую стоимость, и в судебном порядке.
В итоге КС РФ постановил, что в этой мере положения части 1 статьи 24.18 ФЗ РФ "Об оценочной деятельности" не соответствуют Конституции РФ, и обязал федерального законодателя внести в эту норму необходимые изменения.
Также, согласно постановлению КС РФ, дело администрации Братска подлежит пересмотру.
"Суть постановления КС сводится к тому, что если есть земельный участок с кадастровой стоимостью, которая не устраивает муниципалов, то здесь муниципалы не имеют права ее оспаривать. А если это крупный земельный участок и его кадастровая стоимость была только что значительно снижена по инициативе собственника, то в данном случае муниципалам дается возможность оспорить это снижение", — объяснил руководитель секретариата КС РФ Владимир Сивицкий.
Теперь, по словам Сивицкого, критерии "крупного земельного участка" и "существенного снижения стоимости" предстоит определить федеральному законодателю.