САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 янв — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ во вторник рассмотрел жалобу коллекционера из Германии Александра Певзнера на статью 81 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, на основании которой судебная коллегия Верховного суда (ВС) РФ подтвердила законность конфискации у него в рамках суда о контрабанде картины знаменитого живописца Карла Брюллова "Христос во гробе", передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Картина Брюллова - орудие преступления
Как доложил судья-докладчик Александр Бойцов, в марте 2003 года в Выборгском районе Ленинградской области Певзнер ввез в Россию принадлежащую ему, но незадекларированную картину Карла Брюллова "Христос во гробе". Певзнера обвинили в контрабанде. В ноябре 2013 года постановлением Выборгского городского суда Ленинградской области уголовное дело в отношении Певзнера было прекращено за истечением срока давности, а предмет контрабанды — картина Брюллова — была конфискована, как вещественное доказательство и орудие преступления, и передана Государственному Русскому музею на основании пункта 1 части 3 статьи 81 УПК РФ.
Судебная коллегия Ленинградского областного суда в июне 2014 года отменила решение первой инстанции в части конфискации и определила вернуть картину владельцам. Президиум Ленинградского областного суда в сентябре 2015 года отказал в удовлетворении кассационного представления заместителя Генерального прокурора РФ, и определение апелляционной инстанции осталось в силе. Точку в споре в апреле 2016 поставила Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ. Она изменила определение апелляционной и кассационной инстанций — были исключены указания о возвращении картины владельцам и оставлено в силе решение первой инстанции о конфискации полотна Брюллова. ВС РФ также сослался на пункт 1 часть 3 статьи 81 УПК РФ, согласно которому орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются.
Адвокат Максим Крупский, представляющий интересы Певзнера, доказывал судьям КС РФ, что эта норма не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой она, при прекращении уголовного дела за истечением срока давности, обязывает суд конфисковать имущество обвиняемого, признанное вещественным доказательством и использовавшееся в качестве орудия преступления. "Также мы оспариваем статью 401.6 УПК РФ "О повороте к худшему при пересмотре решения суда в кассационной инстанции". Содержащееся в этой норме понятие "ухудшение положения лица" несет неопределенность, которая дает судам возможность по-разному применять ее на практике", - сказал Крупский.
Он также отметил, что нарушение этих норм ведет к произвольному вмешательству в право собственности, поскольку картина Брюллова находится в общей собственности Певзнера и его супруги.
Поворота к худшему не было
Представитель Государственной думы РФ в КС Татьяна Касаева сообщила, что прекращение уголовного дела по истечению срока давности происходит только с согласия обвиняемого. "Это нереабилитирующее основание. Он мог отказаться от прекращения дела и доказать свою невиновность. Нормы, по которой орудие преступления было изъято, не противоречат презумпции невиновности и соответствуют Конституции РФ", - пояснила Касаева.
Представитель Совета Федерации РФ Андрей Клишас в своем отзыве особо подчеркнул, что "обвиняемый, требующий прекращения уголовного дела по истечении срока давности фактически признает свою вину", а соответственно, конфискация картины "Христос во гробе" соответствует Конституции РФ.
Полномочный представитель президента РФ Михаил Кротов также считает, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции. "Заявитель говорит об общей собственности с супругой. Но здесь очень интересно. Их брак заключен в СССР. Живут они в Германии, где общая собственность не признается. А сделка была совершена в Бельгии, которая признает общий режим владения. По законодательству какой страны оценивать заявленную общую собственность? Мы рассматриваем заявление Певзнера, заявления от его супруги не поступало", - отметил Кротов.
Также Кротов отметил, что истечение срока давности по его уголовному делу произошло, потому что Певзнер затягивал сроки предварительного расследования и производство по делу в судах. "Если говорить о повороте к худшему, то его не было. И ВС РФ в своем решении даже не ссылался на эту норму. А конфискация орудия преступления может быть произведена и у лица, который не является фигурантом уголовного дела", - сказал Кротов.
КС вынесет решение в закрытом заседании. Об оглашении будет объявлено дополнительно.