С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ признал, что нельзя увольнять сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, если основанием для увольнения стала судимость по статье УК РФ, которая была декриминализированна, сказано в постановлении КС, опубликованном в среду на официальном сайте суда.

Таким образом, нормы Положения о службе в органах внутренних дел признаны КС неконституционными.

Дело было рассмотрено без публичных слушаний по жалобе сотрудницы Исправительной колонии 4 (ИК-4) Оренбургской области Оксаны Гуровой, уволенной из уголовно-исполнительной системы из-за наличия судимости. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях КС.

Как следует из материалов дела, в 2006 году Гурова поступила на работу в ИК-4 на должность младшего инспектора 2 категории группы надзора отдела безопасности и имела звание "прапорщик внутренней службы". В рамках специальной проверки выяснилось, что в 2001 году Гурова была осуждена по статье 30 части 1 статьи 200 (покушение на обман потребителя) УК РФ.

После увольнения Гурова обратилась в Дзержинский районный суд Оренбурга с требованием восстановить ее на службе в прежнем звании и взыскать денежное довольствие за период вынужденного прогула в связи с тем, что статья 200 УК РФ в 2003 году была декриминализированна. Суд удовлетворил ее исковые требования, но апелляционная инстанция решение отменила. В кассационной инстанции и в Верховном суде РФ решение было оставлено без изменений. Суды указали, что запрет на работу судимым носит безусловный характер, поскольку связывается с самим фактом осуждения.

Гурова уверена, что в связи с декриминализацией и истечением сроков давности она не является судимой, и просила признать неконституционными нормы Положения о службе в органах внутренних дел и Федерального закона "О службе в органах внутренних дел", которые стали основанием для ограничения ее трудовых прав.

Конституционный суд РФ согласился с её позицией.

В своем постановлении КС напомнил о своих решениях о запрете увольнения сотрудников органов внутренних дел, если деяние было декриминализированно к моменту принятия решения об их увольнении. "Правовые позиции, выраженные в этих решениях, применимы и к сотрудникам УИС. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу, и воля законодателя должна учитываться при применении других законов, предусматривающих общеправовые последствия совершения уголовно наказуемого деяния", - сказано в постановлении КС.

По мнению Конституционного суда, осужденные до принятия закона, устраняющего уголовную ответственность, находились бы в неравном положении с теми, кто совершил аналогичные деяния после его вступления в силу.

Пункт "м" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел признан неконституционным. КС обязал законодателей внести в него исправления, а дело Гуровой пересмотреть.