САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ пояснил, что почтовый Интернет-сервис не обладает информацией пользователей и обязан обеспечивать тайну связи, но отправка гражданином информации на свой электронный адрес создает условия для ее неконтролируемого использования, передает корреспондент РАПСИ из суда.

Такое решение принял КС, рассмотрев жалобу Александра Сушкова на пункт 5 статьи 2 закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в котором трактуется термин "обладатель информации", как лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. По мнению заявителя это положение разрешает поставщику услуг электросвязи доступ к переписке пользователей.

Как следует из материалов дела, Сушков, работая в ЗАО "Стройтрансгаз", отправил на личную почту с рабочего адреса служебные документы, локальные нормативные акты и персональные данные своих коллег. Работодатель счел данное действие нарушением Положения об обеспечении режима конфиденциальности информации, являвшимся частью трудового договора с Сушковым и в феврале 2016 года уволил его.

Заявитель обратился в Савёловский районный суд Москвы с иском о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и расходов на оплату юридических услуг. Сушков аргументировал свою позицию тем, что почтовый оператор его личного адреса, как представитель услуг связи, обеспечивал конфиденциальность переписки. Суд отказал ему в удовлетворении иска в полном объеме, укзав, что компания, предоставляющая услуги электронной почты, обладает пересылаемой пользователями информацией, поскольку, по условиям пользовательского соглашения между клиентом и провайдером электронной почты, последний может как ограничить, так и разрешить доступ к сведениям, содержащимся в электронных почтовых ящиках абонентов, что свидетельствует о разглашении конфиденциальной информации третьему лицу. Апелляционная и кассационные инстанции подтвердили законность решения. Тогда Сушков обратился в КС РФ, посчитав, что закон "Об информации..."  в нарушение Конституции РФ дает право лицу, оказывающему услуги электросвязи, на доступ к информации, содержащейся в получаемых или отправляемых абонентами электронных сообщениях.

В своём решении КС РФ отметил, что конституционно защищенной информацией считаются любые сведения, передаваемые по каналам телефонной связи, и данная правовая позиция распространяется на правовое регулирование как тайны телефонных переговоров, так и переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

"Отсутствие в законодательстве прямого указания на обязанность именно правообладателя Интернет-сервиса обеспечивать тайну связи не означает отсутствие у него такой обязанности", - сказано в постановлении КС РФ.

При этом, в решении отмечено, что гражданин, нарушивший нормативные предписания компании, запрещающие отправку конфиденциальной информации на его личную почту, может быть признан нарушившим права обладателя информации безотносительно того, установлено её разглашение третьему лицу или нет.

По решению КС РФ, оспоренная норма не противоречит Конституции РФ, но правоприменительные решения по делу Сушкова подлежат пересмотру.