САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 ноя — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ указал, что законодатель имеет право определять порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с привлечением норм о публичных мероприятиях, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
С соответствующим запросом в КС РФ обратились 104 депутата Государственной думы, сомневавшихся в конституционности вступивших в силу 18 июня поправок в законодательство о публичных мероприятиях, которыми было введено дополнительное правовое регулирование порядка проведения депутатами всех уровней встреч с избирателями. Оспоренными нормами были разграничены встречи, которые проводятся в помещениях, в специально отведенных местах (гайд-парках) и на внутридворовых территориях, а также встречи в форме публичных мероприятий, которые предполагают необходимость их согласования в порядке, установленном законодательством о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
По мнению заявителей, новые положения фактически требуют от депутатов получения согласия органов исполнительной власти на проведение встреч с избирателями и препятствует исполнению ими своих полномочий.
КС отметил, что Конституция РФ напрямую не закрепляет институт встреч депутатов с избирателями, что позволяет законодателю использовать различные подходы для его урегулирования, но при этом учитывая конституционные требования, касающиеся самой природы представительной власти, а также возможных форм и процедур демократического участия граждан в её осуществлении.
"Поскольку такие встречи носят, как правило, открытый и массовый характер и имеют целевое назначение, законодатель вправе определить порядок их проведения, в том числе с привлечением законодательства о публичных мероприятиях. Поэтому оспариваемое регулирование не выходит за рамки требований Конституции РФ", - сказано в постановлении КС РФ.
КС РФ подтвердил, что встречи депутатов с избирателями в помещениях, специально отведенных местах, на внутридворовых территориях не требуют уведомления, так как проходят в ограниченном пространстве, но подчеркнул, что специально отведенные места или помещения должны быть определены как минимум в каждом поселении. Если такая встреча перерастает в митинг, она, по мнению КС, должна проводиться в соответствии с законодательством о публичных мероприятиях, при этом встреча депутата с избирателями в форме публичного мероприятия может не перерасти в митинг, и не предполагает автоматическое распространение на такие мероприятия всех правил, содержащихся в соответствующем законодательстве.
Например, как отмечает КС РФ, из существующего перечня форм публичных мероприятий публичными являются собрание и митинг, и только последний требует согласования, которое при этом не предполагает, что орган публичной власти может запретить проведение мероприятия, изменить его цели, место и форму. "Власти должны привести веские доводы при отказе в согласовании проведения мероприятия в заявленной месте и предложить организаторам такой вариант, который позволил бы реализовать цели публичного мероприятия. Не исключается и незапланированная встреча депутата с избирателями вне помещений, специально отведенных мест или внутри дворовых территорий по инициативе избирателей, но такая встреча должна быть прекращена, если возникает угроза безопасности граждан, нормальному функционированию инфраструктурных объектов, объектов транспортной инфраструктуры или иная подобная угроза", - указывает КС РФ.