МОСКВА, 18 янв — РАПСИ, Никита Ширяев. Верховный суд (ВС) РФ оставил в силе фиксированные нормативы по учету тепловой энергии, которая затрачивается на нагрев воды, необходимой для обеспечения отопления жилых домов.
В среду ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также формул 23, 24 (в пунктах 26, 27) Приложения № 2 к Правилам.
Суть дела
Адвокат Алексей Сотников, представляющий интересы административного истца в лице ООО "Энергосбытовая компания", заявил, что оспариваемые положения правил ущемляют права и законные интересы истца, противоречат нормам гражданского и жилищного законодательства, а также Федеральному закону "Об энергоснабжении".
Ситников пояснил, что 15 августа 2017 года было принято определение ВС РФ, в соответствии с которым взаиморасчет между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией должен осуществляться исходя из предусмотренных правилами формул, которые устанавливают фиксированный норматив потребления тепловой энергии, используемой для нагревания холодной воды.
Представитель истца сообщил, что установленные нормативы не согласуются с показаниями приборов учета, на основании которых производились расчеты до принятия судебного акта. "Нормативы существенно занижены, они не соответствуют фактическому количеству поставляемой в дома тепловой энергии, необходимой для их отопления, вследствие чего наша организация несет убытки", — отметил Ситников.
Тепло даром
Адвокат заявил, что ресурсоснабжающая организация несет существенные затраты на производство тепловой энергии в котельных и ее доставку в жилые дома. "Однако около 40 процентов поставленных нами управляющей организацией гигакалорий (единица измерения количества тепловой энергии) не оплачиваются, поскольку превышают установленный норматив. В итоге мы взимаем плату только за оставшиеся 60 процентов", — добавил Ситников.
Представитель истца подчеркнул, что имеется уже три решения Арбитражного суда Саратовской области, основанных на позиции ВС, в которых говорится, что управляющая компания не должна нести большее бремя оплаты коммунального ресурса перед энергоснабжающей организации, чем она несет перед жителями. "В то же время мы не можем поставлять меньшее количество тепловой энергии, поскольку в таком случае ее не хватит для надлежащего отопления дома", — пояснил адвокат.
По мнению истца, оспариваемые положения Правил противоречат части 1 статьи 541 ГК РФ, согласно которой количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. "Количество потребляемой тепловой энергии определяется исходя из общих положений гражданского законодательства, поскольку отсутствует отдельная формула для расчета энергии, затраченной на нагревание воды", — заключил Ситников.
Коммунальные взаимоотношения
Ольга Олейникова, представляющая интересы административного ответчика в лице Минстроя, против удовлетворения заявленных требований возражала. В судебном заседании она заявила, что оспариваемый акт не распространяется на истца, поскольку регулирует отношения между гражданами и управляющими компаниями, являющимися исполнителями коммунальных услуг.
"По формуле рассчитываются начисления жителям дома как потребителям коммунальных услуг. Полученными от граждан денежными средствами, управляющая компания, в свою очередь, расплачивается уже с энергоснабжающей организацией", — пояснила порядок проведения расчетов представитель ответчика.
Возражая на доводы истца, Олейникова сообщила, что объем поставленной в жилые дома горячей воды определяется на основании показаний специальных приборов, однако установка таких приборов для учета тепловой энергии, затраченной на нагрев воды, законодательством не предусмотрена. "Коммунальной услугой является доставка горячей воды в квартиры, а ее нагревание является лишь составляющей частью данной услуги", — уточнила она.
Доверяй, но проверяй
По словам представителя ответчика, в связи с невозможностью определить точное количество тепловой энергии, использованной при нагревании воды, органами государственной власти установлен фиксированный норматив для ее расчета, который складывается из средних расходов, понесенных ресурсоснабжающей организации при организации поставки энергии.
Завершая свое выступление, Олейникова заявила, что истец может обратиться в жилищную инспекцию для проведения проверки установленных нормативов, чтобы ими в полной мере учитывались все расходы, понесенные организацией. "В соответствии с законом, государственные органы должны каждые три года проводить такую проверку. Кроме того, ничто не мешает истцу оспорить в судебном порядке действия органа государственной власти, утвердившего норматива", — заключила представитель ответчика.