САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Закон об отмене выплат регионального материнского капитала многодетным семьям в Ставропольском крае обсудил Конституционный суд (КС) РФ, передаёт корреспондент РАПСИ из зала суда.
Отказали в маткапитале
Жительница Ставрополья Марина Колесникова просит суд проверить конституционность пункта 3 статьи 1 местного закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края", которым, из-за отсутствия в бюджете финансовых возможностей, был отменен другой закон о дополнительной выплате материнского капитала.
Колесникова сама представляла свои интересы в КС. Она рассказала, что в 2013 году родила третьего ребенка, и ее семья была признана многодетной.
На тот момент законодательство Ставропольского края предусматривало право многодетной семьи на предоставление региональной выплаты в размере 100 тысяч рублей материнского капитала, как дополнительной меры социальной поддержки при рождении с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей. Одним из условий выплаты было достижение ребенком 3 лет на момент обращения. В 2016 году, заранее, до наступления 3-летия третьему ребенку, она написала заявление на предоставление маткапитала, но ей было отказано по причине исключения этой меры социальной поддержки многодетных семей с 1 января 2016 года.
"Я обратилась в суд, но во всех инстанциях мне было отказано в удовлетворении требований. Суды ссылались на региональный закон, который отменил выплаты, отменив таким образом право многодетных семей на получение маткапитала. Как мне кажется, это придает закону обратную силу и допускает лишение мер социальной поддержки по причине недостаточности финансовых ресурсов бюджета. Прошу признать норму не соответствующей Конституции РФ", — заявила Колесникова.
Закон без бюджета
Представитель губернатора Ставропольского края Константин Захаров в ходе обсуждения жалобы заявил, что оспариваемые нормы не нарушают конституционных прав жителей. "Когда было принято решение о региональном материнском капитале, на эти цели требовалось 17 миллионов рублей, а в 2015 году уже — 1,45 миллиарда рублей. В крае к тому моменту уже накопился большой государственный долг из-за взятых для нужд бюджета кредитов.
Кроме того, могу сказать, что в отношении многодетных семей действуют другие меры социальной поддержки, в том числе ежемесячные выплаты в размере около 8 тысяч рублей, мы даем тысячу рублей на школьную форму детей, 300 рублей в качестве пособий", — объяснил Захаров.
Представитель Думы Ставропольского края Марина Каратеева пояснила, что когда закон принимался, в бюджете на него не было выделено определённой статьи. "Мы стремились исполнить майские указы президента РФ, в том числе о поддержке многодетных семей. И у нас были определённые надежды, что деньги найдутся, но потом, после принятия этого закона, в 2013 году случился кризис. Мы пытались отложить выплаты на момент исполнения трех лет третьему или последующим детям. Но кризис затянулся. Могу сказать, что выплаты по этому закону так и не производились. Никому. Бюджет не смог обеспечить закон", — сказала Каратеева.
Приглашенные на заседание представители Генеральной прокуратуры РФ Татьяна Васильева и Министерства юстиции РФ Мария Мельникова единогласно встали на сторону органов, издавших оспариваемую норму, отметив, что закон Ставропольского края не противоречит Конституции РФ, и подчеркнули, что поскольку никто не получал выплаты регионального маткапитала, значит, ни одна многодетная семья ни была поставлена в неравное положение.
В заключение выступила заявительница. Она обратила внимание суда на то, что власти должны отвечать за те нормы, которые они принимают. "Если закон, называемый представителями "недействовавшим", какое-то время все-таки краткосрочно действовал, значит, многодетные семьи, имевшие право на выплаты в этот короткий период, должны их получить. Чиновники и депутаты должны думать и считать, когда принимают законы", — поставила точку в обсуждениях Колесникова.
После чего судьи КС удалились. Об оглашении решения по этому делу будет объявлено дополнительно.