САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ обсудил во вторник федеральные образовательные нормы, которые позволили уволить из детского сада воспитателя, имеющего профильное образование, но не подтвержденное дипломом об окончании педагогического училища или вуза, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.
Заявительница не явилась
Соответствующую жалобу направила жительница города Камышин Волгоградской области Ирина Серегина. Она попросила КС проверить конституционность части 1 стать 46 федерального закона "Об образовании в РФ", которая гласит, что "право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам". Заседание прошло в отсутствие заявительницы, поскольку она не смогла приехать в Петербург по уважительным причинам, также у нее не было адвоката. Ее позицию суду и участникам процесса представил судья-докладчик Александр Кокотов.
Есть образование, нет диплома
Как следует из материалов дела, у Серегиной 30 лет педагогического стажа, и последним местом работы стал детский сад №22 Камышина, где она проработала 11 лет воспитателем. В 2017 году ее уволили, поскольку она не имела диплома о среднем или высшем педагогическом образовании. Кокотов пояснил, что у Серегиной есть справка о завершении в 1992 году образования по специальности "математика" по заочной форме в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, но она не проходила аттестацию и, соответственно, не получила диплома.
Как говорится в ее жалобе, за годы работы Серегина прошла несколько аттестаций, награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности от руководства и неоднократно проходила обучение на курсах повышения квалификации.
Суды отказали
В итоге она обратилась в суд с требованием восстановления на работе. Но Камышинский городской суд указал, что в данном случае трудовой договор "подлежал прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон", и отказал в удовлетворении иска, сославшись на статью 46 закона "Об образовании в РФ". Волгоградский областной суд оставил это решение без изменений.
Тогда Серегина обратилась в КС, полагая, что оспариваемая норма противоречит 37 статье Конституции РФ, которая закрепляет свободу труда, право свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему усмотрению самим решать вопросы трудовых отношений.
"Практика действующего законодательства позволяет увольнять педагогических работников, не имеющих диплома, не учитывая возникновения трудовых отношений с этими педагогами до вступления в силу соответствующих образовательных норм", - считает заявительница.
Без исключений
Представители оганов законодательной власти - Государственной думы РФ и Совета Федерации РФ не согласились с позицией Серегиной и заявили, что оспоренная норма в полной мере соответствует Конституции РФ. Их поддержал и представитель президента РФ Михаил Кротов.
"Заявительница просила восстановить ее на работе в порядке исключения. Но в законе ничего не говорится о порядке исключения. Новые образовательные нормы вступили в силу в 2013 году. Что ей с тех пор помешало или пройти аттестацию в вузе, раз она получила образование по своей специальности, или получить диплом о среднем образовании, имея багаж вузовских знаний? Ей дали время. Но очень длительный переходный период получился", - спросил Кротов.
Доверие к закону
Кротову ответила представитель Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева. По ее мнению, переходный период должен рано или поздно закончиться, но он должен быть установлен законодательно. "Решить вопрос наличия диплома Серегина могла без дополнительных материальных затрат, если именно этот вопрос был причиной. И ей в этом должен был помочь работодатель.
"Положения статьи 46 закона "Об образовании в РФ" не могут служить основанием для расторжения трудового договора с педагогическими работниками, не имеющими диплома о высшем или среднем образовании, но трудоустроенных в качестве воспитателей или учителей до вступления в силу этих норм", - пояснила Васильева позицию Генпрокурора.
Ее поддержала и представитель Министерства юстиции РФ Мария Мельникова. "Серегина в своей проблеме отнюдь не одинока. Закон есть закон. Оспариваемые нормы безусловно соответствуют Конституции РФ. Но надо учитывать и компетентность увольняемых сотрудников. В таких вопросах должен действовать принцип поддержания доверия граждан к закону, чего в случае в Серегиной не произошло", - сказала Мельникова.
После всех выступлений суд удалился, об оглашении решения будет объявлено дополнительно.