САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Налогоплательщик вправе требовать использования для расчета налога на имущество сведений о кадастровой или рыночной стоимости, если в субъекте РФ ставки исчисляются еще по инвентаризационной стоимости, передает корреспондент РАПСИ из зала Конституционного суда (КС) РФ.
Такое решение было принято после изучения жалобы жительницы Барнаула Ольги Низамовой на статью 402 Налогового кодекса (НК) РФ, в которой говорится, что до 1 января 2020 года все субъекты РФ должны установить дату начала применения на своей территории расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Налоговые органы понимали эту норму так, что если такое решение в регионе не принято, налог рассчитывается из инвентаризационной стоимости. КС не согласился с таким подходом фискальных органов, указав на право налогоплательщика требовать исчисления налога по рыночной или кадастровой стоимости. Норма признана соответствующей Конституции РФ, но в том смысле, который выявлен постановлением КС.
Налоговое неравенство
Как следует из материалов дела, в 2013 году Низамова, являющаяся матерью троих малолетних детей, купила на окраине Барнаула дом для ведения личного подсобного хозяйства. В 2016 году ей пришел налог на имущество в размере 47,5 тысячи рублей. Налог, как говорится в жалобе Низамовой, был рассчитан из инвентаризационной стоимости дома, которая определена в 2,8 миллиона рублей, с применением высокого диапазона налоговых ставок. А если бы налог определялся исходя из кадастровой стоимости, то налог был бы чуть более 2 тысяч рублей.
Добиться перерасчета налога Назимовой не удалось. Суды не нашли для этого оснований, поскольку в Алтайском крае не принято решение об определении налоговой базы на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заявительница посчитала, что при равных обязанностях налоговая нагрузка на равноценное имущество не может многократно различаться лишь в зависимости от региона нахождения имущества, и обратилась в КС.
В пользу налогоплательщика
КС объяснил, что целью внесенных в 2014 году в НК РФ изменений, регламентирующих уплату налога на имущество физических лиц, было приближение оценки недвижимости к рыночной стоимости и обеспечение более справедливого распределения налогового бремени. Также, по мнению КС, законодатель правомерно установил переходный период для адаптации граждан к вносимым изменениям, закрепив за субъектами РФ полномочия по установлению порядка определения налоговой базы и предоставив им возможность до 2020 года по-прежнему применять для расчета налога инвентаризационную стоимость.
"Налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, не может быть существенно (в том числе многократно) больше, чем рассчитанный по его кадастровой стоимости. Иначе налогоплательщики могут оказаться в неравном положении с собственниками аналогичного имущества в других регионах страны, где используется кадастровая стоимость, которая, к тому же, может быть установлена по решению комиссии или суда, в размере рыночной. Если кадастровая стоимость в регионе не определена, то по решению суда либо налогового органа для расчета налога возможно применение рыночной стоимости, как кадастровой", - объясняет постановление КС суть налоговых норм.
Таким образом, КС указал, что положения Налогового кодекса РФ должны применяться с учетом такого истолкования. То есть, налогоплательщик вправе требовать от налогового органа использования для расчета налога на имущество сведений о кадастровой или рыночной стоимости имущества и соответствующего размера налоговой ставки.
Решения по делу Низамовой подлежат пересмотру.
Судья-докладчик Гадис Гаджиев после заседания объяснил суть казуса, произошедшего в Барнауле, где налоговая ставка по инвентаризационной стоимости оказалась выше налоговой ставки по кадастровой. "Кадастровая стоимость ближе к рыночной, и законодатель предполагал, что и налоги будут выше. Но в первом случае у налоговиков есть диапазон ставок, наверное, как возможность взыскать налог на роскошь. Они и использовали в случае с Низамовой максимально возможную ставку. Но какой там налог на роскошь? Дом на окраине Барнаула у городской свалки? При этом, у заявительницы кадастровая стоимость определена официально. Но законодатель не предусмотрел возможность оспаривать принцип исчисления налоговых ставок в регионах, где еще не проведена кадастровая оценка. Теперь Низамова сможет его оспорить", - сказал Гаджиев.