МОСКВА, 4 апр — РАПСИ. Суд по интеллектуальным правам (СИП) подтвердил решение об обязании краснодарской фирмы убрать из своего фирменного наименования иностранное слово «VIP», говорится в постановлении суда.

Арбитражный суд Краснодарского края 21 августа 2018 года по иску краевой межрайонной инспекции ФНС № 16 обязал ООО «Консалтинговая компания «VIP» изменить фирменное наименование и привести его в соответствие с требованиями Гражданского кодекса России.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд 31 октября 2018 года оставил без изменения решение первой инстанции. Ответчик обжаловал эти судебные акты в СИПе.

Суды установили, что ответчик был зарегистрирован в качестве юридического лица 30 октября 2003 года. Налоговый орган, усмотрев наличие в произвольной части фирменного наименования ООО иностранного слова, направил ответчику требование о приведении учредительных документов в соответствие с нормами действующего законодательства (внести изменения в сведения о фирменном наименовании).

Это требование было оставлено ответчиком без исполнения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд.

Суд первой инстанции исходил из доказанности факта использования ответчиком в своем фирменном наименовании иностранного слова «VIP».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык РФ подлежит обязательному использованию, в том числе в наименованиях организаций всех форм собственности, говорится в решении арбитражного суда.

В абзаце третьем пункта 1 статьи 4 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» обращено внимание на то, что фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов России, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Также ответчиком не было документально подтверждено, что потребители могут воспринять (прочесть) «VIP» не как слово, а как число «VI» (шесть) и русскую букву «Р», говорится в решении. Таким доказательством мог бы являться, например, опрос общественного мнения, который в материалы дела не представлялся.

Позиция VIPа

Заявитель в кассационной жалобе указал на то, что требования налоговой инспекции заключались в обязании ответчика изменить свое сокращенное наименование. Удовлетворяя иск налоговой инспекции, суд первой инстанции вышел, по мнению заявителя жалобы, за пределы заявленных требований, поскольку уточнение требований (об обязании изменить полное фирменное наименование) государственным органом заявлено не было.

Кроме того, в обжалуемом постановлении отсутствует обоснование того, по каким причинам апелляционный суд пришел к выводу о надуманности довода ответчика о наличии в спорном фирменном наименовании римских цифр «VI» и буквы «Р». При этом ответчик полагает, что вопрос происхождения его фирменного наименования судом первой инстанции не исследовался.

В кассационной жалобе ответчик также сообщил об изменении своего фирменного наименования на ООО «Консалтинговая компания».